Оноприенко Владимир Иванович - профессор Российской Академии естествознания, Grand Doctor of Philosophy (Grand PhD.), Full professor, доктор экономики и коммерции, доктор экономических наук, академик Ноосферной общественной академии наук, член АНСТиМС, член-корреспонденть Петровской академии наук и искусств, Академии Экономических наук, Full member EUANH, член Международного Союза экономистов. International Union of Economists, Inc. (IUE), международный эксперт 11-07,21.06.11. IASHE, London, основатель и главный редактор электронного научного журнала «Ноосфера.Общество.Человек», кандидат Интернационального Союза писателей и журналистов. «International Union of writers and journalists»-- http://inwriter.ru/, является членом Координационной Коллегии Ноосферной Духовно-Экологической Ассамблеи Мира (НДЭАМ). Занесен в Энциклопедию ИЗВЕСТНЫЕ УЧЕНЫЕ. FAMOUS SCIENTISTS--http://www.famous-scientists.ru/4531/
Если придерживаться определений, где под ноосферой понимается «сфера взаимодействия природы и общества, в которой человеческий разум при посредстве технически оснащённой деятельности становится определяющим фактором развития», то можно заключить, что -
«взаимодействие общества и природы в глобальном
масштабе» уже наступило.
Это обстоятельство характеризует науку нашего
времени и отличает её от науки ХХ столетия.
Именно этот рубеж ознаменовался созданием
искусственного интеллекта.
Проблема современности состоит в том, чтобы Homo sapiens faber – отец-основатель ноосферы – осуществлял свою faber-миссию руководствуясь не техническими законами, а исключительно законом живой жизни, то есть, своими собственными потребностями. И тогда и таким способом человек реализует свою планетарную миссию геологической силы планеты.
Представляемые Вернадским ноосферные знания не могут быть оценены в системе традиционных измерителей научного мировоззрения. К числу таковых относится методологическое обобщение Вернадского установочного типа: «Реально это единство человека, его отличие от всего живого, новая форма власти живого организма над биосферой, большая его независимость, чем всех других
организмов от её условий, является основным фактором, который
в конце концов выявился в геологическом эволюционном процессе
создания ноосферы». «Единство человека», под которым
Вернадский понимает целостный приоритет человеческого
фактора в биосфере, показывает, что учёный вовсе не
расширяет поле академической науки о человеке – антропологии
на естествознание, а имеет в виду особое качество человека – человека
как духовную категорию, как носителя и создателя научной мысли.
Вернадский провозглашает: «Homo sapiens faber – его мысль – есть новый факт,
возмущающий вековой, геологически вековой, уклад биосферы». Для Вернадского человек – это носитель и производитель научной мысли, и эта последняя не есть обобщённая отвлеченность, но сугубо индивидуальная константа, обязательно с созидательными функциями, через которые раскрывается самозначимость отдельного человека.
Методологическим новшеством в учении Вернадского необходимо считать
выведение нового параметра эволюции, взятого из арсенала пульсационной
механики, – динамического состояния; то есть, фактором эволюции, по Вернадскому, служат не внешние активы и источники, а неумолкающий внутренний пульс системы. Учёный пишет: «Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся и есть «ноосфера». Этим, прежде всего, устанавливается исторический характер ноосферы.
После того, как новое динамическое состояние планетарной системы породило биосферу с живой жизнью, Вернадский прорицает исторически новое динамическое состояние биосферы – ноосферы, и нового ведущего – человека, мыслящего созидательно - Homo sapiens faber.
Логика Вернадского предусматривает, что пульсация
динамических состояний земной материи непосредственно производит
НЕ биосферу и НЕ ноосферу, а, в первом случае, «монолит жизни»
или живое вещество, которое в силу закона живой жизни формирует
среду своего обитания – биосферу, а, во втором случае, формирует человека,
но не первородного гуманоида, а мыслящее существо,
средой обитания которого предназначается творимая им ноосфера как сфера разума.
Но это не должно означать, что с появления ноосферы
отмирает биосфера как таковая или же ноосфера, как новая оболочка,
покоится на биосферном субстрате, – а значить это должно только
одно: ноосфера суть СТАДИЯ развитой биосферы и одновременно
развитого человека - Homo sapiens faber. Он написал: «Изучение истории человечества приводит к непреложному и чрезвычайно важному заключению, что
цивилизованное человечество является огромной новой геологической
силой в истории планеты... Ибо, изучая историю атомов – химических
элементов – в биосфере, геохимия на каждом шагу сталкивается с
цивилизованным человечеством, как с новой геологической силой,
меняющей, по-видимому, коренным образом извечный, стихийный ход
геологических процессов. То, что особенно останавливает внимание
геохимика, это – всё увеличивающийся темп влияния человеческой
жизни на земные химические процессы: невольно создаётся впечатление
о возможном, в ходе времени, коренном их изменении под влиянием
этой новой народившейся на нашей планете геологической силе. Возможно,
что с появлением цивилизованного человечества на нашей планете
создалась сила, которая заставляет совсем иными путями двигаться
геохимические планетные процессы… Эволюционный процесс получает при этом особое геологическое значение благодаря тому, что он создал новую геологическую силу – научную мысль социального человечества. Мы как раз переживаем её яркое вхождение в геологическую историю планеты... Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – в ноосферу» .
«Научная мысль сама по себе не существует, она создаётся человеческой живой мыслью, есть её проявление. В мире реально существуют только личности, создающие и высказывающие научную мысль, проявляющие научное Творчество – духовную энергию» .
«Человек ввёл в структуру планеты новую форму действия живого вещества на обмен атомов живого вещества с косной материей. Раньше организмы влияли на историю только тех атомов, которые были нужны для их роста, размножения,
питания, дыхания. Человек расширил этот круг, влияя на элементы,
нужные для техники и для создания цивилизованных форм жизни. Человек
действует здесь не как Homo sapiens, а как Homo sapiens faber». Человек, следовательно, организует и направляет все изменения в геологической среде биосферы, а потому он становится в данном процессе НЕ духовной и НЕ биологической, но как раз геологической силой. Утверждение Вернадского,
что «С человеком, несомненно, появилась новая огромная геологическая
сила на поверхности нашей планеты», следует расценивать как главное
достижение современной цивилизации. Скрупулёзно строгое понимание термина «человек как геологическая сила» должно включать в себя смысл того,
что человек потому обращается в геологическую силу, что он есть
и духовная, и биологическая сила одновременно. В этом плане закон
живой жизни Вернадского является поведенческим регулятором
человека как геологической силы в биосфере.
Будучи в историческом аспекте стадией развития биосферы, ноосфера
онтологически знаменует собой высшую степень организованности
биосферы, – в этом состоит основное свойство ноосферы.
Ноосфера, по своей познавательной сущности исполняет облагораживающую миссию побудительного стимулятора и несёт в себе функцию целевой установки,
противной установке на борьбу за существование и господство человека в природе.
Учение о ноосфере в авторском понимании есть не столько
онтологическая вершина научной теории биосферы Вернадского, сколько credo его философии биосферы. Соответственно выделяется и новый покров Земли, «мыслящий пласт» – НООСФЕРА «Homo sapiens faber».
В итоге следует, что как эмпирическая часть теории биосферы Вернадского
не вмещается в академическое прокрустово ложе традиционных наук
физического, биологического и геологического цикла, так теоретическая
ноосферная часть полярно расходится с аналогичной европейской
ноосферной генерацией в науках гуманитарного формата.
Должно быть очевидным, что в свою ноосферу «Homo sapiens faber», как обитель
знания, Вернадский не допускает техносферу, где знания выступают против сознания, и самым активным протестантом здесь является Homo sapiens faber – хозяин ноосферы, по Вернадскому.
В современных обстоятельствах тревоги за общественное состояние человека
появился особый интерес к футурологическим предсказаниям типа
«ноосфера как будущая сфера разума». Так же распространенным делом стало выставление фундаментальной догмы о коммунизме в виде светлого будущего человечества в требуемом спасительном «ноосферном» ракурсе, и привлечение такого авторитета, как Вернадский, в качестве научного обоснования. Отождествление ноосферы и коммунизма в той или иной форме, стало сквозным рефреном подавляющего числа комментариев трудов В.И.Вернадского, что представляется искажением ноосферного концепта Вернадского – ноосферы «Homo sapiens faber».
Настоящим свидетельствуем, что литературное произведение «Ноосфера Homo sapiens faber концепт Вернадского» было обнародовано на сервере Проза.ру 03 июля 2015 года. При этом было указано, что его автором является Владимир Оноприенко.
Адрес размещения произведения: http://www.proza.ru/2015/07/03/1291
Обнародование литературного произведения на сервере Проза.ру в соответствии со
статьей 1268 ГК РФ было осуществлено на основании Договора, который заключили Оноприенко Владимир Иванович и ООО «Литературный клуб».
Авторские права на произведение охраняются законом Российской Федерации.
Единый номер депонирования литературного произведения в реестре: 215070301291.
Bibliography:
Noosphere Homo sapiens faber
Vernadsky concept
Reference
Noosphere Homo sapiens faber Vernadsky concept // Ноосфера. Общество. Человек. – 2015. – № 2;
URL: www.es.rae.ru/noocivil/en/240-1398 (Date Access:
07.11.2024).