RUSENG
Scientific Journal
Navigation

History Of Science
The problem of social responsibility of the state in the period of the collapse of the market, capitalism and liberalism

 

 

Субетто А.И., д.э.н., д.ф.н., Заслуженный деятель науки РФ, профессор


Проблема социальной ответственности государства в Эпоху Краха рынка, капитализма и либерализма

The problem of social responsibility of the state in the period of the collapse of the market, capitalism and liberalism

 

 

«Если кто погубит Россию, это будут не коммунисты, не анархисты, а проклятые либералы»[1]

Ф.М.Достоевский

 

 

1. ХХ век как «век предупреждения» и начало

рыночно-капиталистического Конца

 

Академик АН СССР Н.Н.Моисеев в монографии «Человек и ноосфера» в 1990 году так сказал уже об уходящем ХХ веке: «Двадцатый век, вероятно, войдет в историю как «век предупреждения», потому что человечество оказалось на «пороге «запретной черты» и встала «проблема спасительного взаимоотношения Человека и Природы»[2].

Почему ХХ-й век стал «веком предупреждения»? Спустя 20 лет после возникновения этой оценки Н.Н.Моисеева, мы можем ответить так: потому что четко проявился экологический предел рыночно-капиталистической формы развития, – и социалистический императив Истории, громко заявивший о себе в форме «русского прорыва человечества к социализму» в 1917 – 1936гг. в виде Великой Русской Социалистической Революции[3], во второй половине ХХ века соединился с эколого-ноосферным императивом.

ХХ-й век к формационной логике диалектического отрицания капитализма социалистической/коммунистической общественно-экономической формацией (которое воплотилось в серии антикапиталистических и социалистических революций в целом ряде стран вслед за ставшей на путь социалистического развития России – СССР), добавил биосферно-экологическую, а вернее – ноосферную, логику отрицания рынка и капитализма в форме глобального экологического кризиса, переросшего, по моей оценке, в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы[4].

По А.П.Федотову, по линии взаимодействия человечества с Биосферой, оно, человечество вступило в «область саморазрушения» (по индексу устойчивого развития) в 1960 году, а по линии критического роста социально-экономической дисгармонии вступило в «область саморазрушения» в 1916 году[5]. Вот еще одно подтверждение моисеевской качественной оценки ХХ века как «века предупреждения».

По оценкам А.П.Федотова, двойной коллапс по линии этих двух логик катастрофического развития ожидается в 3-м десятилетии XXI века. «Сверхнапряженность во взаимодействии между человечеством и биосферой введет мировую систему в коллапс в 2020 – 2030гг.»[6],  отмечает он. И добавляет: «Поразительно совпадение во времени критических моментов истории, характеризующее глубокую связь и точную синхронность проявления обоих типов взаимодействий»[7].

В 1991 году на Западе под руководством 3-х известных экономистов-экологов был опубликован доклад (по заказу Мирового банка), в котором был вынесен вердикт, повергший в шок многих адептов рынка и капитализма (подчеркну – в 1991 году, когда «элита» СССР во главе с М.С.Горбачевым и Б.Н.Ельциным взяла курс на рыночные реформы и демонтаж плановой системы экономического развития): в экологически насыщенной нише, которую занимает человечество, рынок исчерпал себя[8].    

На первой конференции ООН по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году, если придерживаться аналитических оценок академика АН СССР В.А.Коптюга, прозвучали следующие многозначные признания (которые почему-то многие аналитики и адепты рынка и капитализма стараются не замечать)[9]:

·           Первое: развивающиеся страны не могут развиваться по модели развитых стран, т.е. по пути капитализма, потому что Природа Земли не выдержит все человечество, живущее по «золотым» стандартам (здесь я использую слово «золотой» от понятия «золотой миллиард») жизни в развитых странах;

·           Второе: главным препятствием на пути перехода к устойчивому развитию является капиталистическая частная собственность, а значит – и рынок, потому что рынок является формой существования и развития капиталистической собственности.

Эта оценка получила огласку (по признанию В.А.Коптюга) 20 лет назад. И прошедшие 20 лет, вследствие жестокого отстаивания мировой финансовой капиталократией сложившегося порядка ее диктатуры и системы глобального империализма, демонстрируют процесс погружения рыночно-капиталистического человечества в «пучину» первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы.

А еще за 20 лет до этой оценки, на Конференции ООН в 1992 году, Барри Коммонер в работе «Замыкающийся круг» пришел к неутешительному выводу для капитализма и института частной собственности на средства производства: технологии на базе частной собственности уничтожают самое главное богатство – экосистемы и, следовательно, такую систему, т.е. капитализм, надо менять. Он так писал: «Мы уже знаем, что современная технология, являющаяся частной собственностью, не может долго прожить, если она не разрушает общественное богатство, от которого зависит, – экосферу. Следовательно, экономическая система, основанная преимущественно на частном бизнесе, становится непригодной и неэффективной для того, чтобы распоряжаться этим жизненно важным достоянием. Значит, эту систему надо менять»[10]. Как тут не вспомнить вещие слова известного русского космиста, писателя и ученого Ивана Антоновича Ефремова, произнесенные им в романе «Лезвие бритвы», написанном еще в конце 50-х годов ХХ века: «Западные люди начинают понимать, что отказ от природы ведет их цивилизацию к большой опасности. Будучи сам частью природы, «человек тщательно разрушает ее вокруг себя, оголяя места своего обитания и создавая идеальные условия для заболеваний»… Самое гнусное, что он пытается подчинить основные законы биологии временным законам рынка» (выдел. мною, С.А.)[11]. К этому можно прибавить оценку-предупреждение Франсуа Миттерана, прозвучавшую в 1995 году во время его выступления в Копенгагене на Всемирной встрече на высшем уровне по социальному развитию, когда он был еще президентом Франции: «Сумеем ли мы предотвратить превращение мира во всеохватывающий рынок, где господствует закон сильного, где главной целью является получение максимальной прибыли в кратчайшие сроки, где спекуляция за несколько часов сводит на нет плоды труда миллионов мужчин и женщин?... Не отдаем ли мы будущее поколений игре этих слепых сил? Сумеем ли мы создать международный порядок, основанный на прогрессе, и, прежде всего, на социальном прогрессе?»[12] (выдел. мною, С.А.).

Ответ на последний вопрос Ф.Миттерана связан с тем историческим отрицанием капитализма, рынка и либерализма, которым и знаменуется Эпоха Краха рынка, капитализма и либерализма. И одновременно эта эпоха есть Эпоха Великого Эволюционного Перелома, связанная с Ноосферно-социалистическим Прорывом человечества в XXI веке, с переходом человечества на новые, ноосферные основания своего бытия. При этом, эта Эпоха  требует примата действия Закона Кооперации и механизма общественного интеллекта, когда наука становится непосредственной производительной силой и силой управления, а образование – «базисом базиса» духовного и материального воспроизводства[13].



[1] Достоевский Ф.М.  Золотые цитаты классиков литературы. – Ростов-на-Дону: Феликс, 2012

[2] Моисеев Н.Н.  Человек и ноосфера. – М.: «Молодая гвардия», 1990. – 351с.; с. 5,6, 11, 12.

[3] Субетто А.И.  Владимир Ильич Ленин: гений русского прорыва человечества к социализму. – СПб.: Астерион, 2010. – 500с.

[4] Субетто А.И.  Россия и человечество на «перевале» Истории в преддверии третьего тысячелетия. – СПб.: ПАНИ, КГУ им. Н.А.Некрасова, 1999. – 827с.; Субетто А.И. Ноосферизм. Том первый. Введение в Ноосферизм. – СПб.: КГУ им. Н.А.Некрасова, КГУ им. Кирилла и Мефодия, 2001. – 537с.

[5] Федотов А.П.  Глобалистика. Начала науки о современном мире. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 224с.; с. 115

[6] Там же, с. 116

[7] Там же

[8] Goodland R., Daly H., El Serafy S. (Eds.) Environmental Sustainmental Economic Development. Building on Brundtland. Washington DC: World Bank, 1991.

[9] Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 года). Информационный обзор/ В.А.Коптюг. – Новосибирск: 1993. – 56с.

[10] Коммонер Б. Замыкающийся круг. – Л.: Наука, 1974.

[11] Ефремов И.  Лезвие бритвы. – М.: Изд-во «Правда», 1988, с. 659

[12] Новая парадигма развития России/ Под ред. В.А.Коптюга, В.М.Матросова, В.К.Левашова. – 2-е изд. – М.: Академия, 2000. – 460с.; с. 10

[13] Субетто А.И.  Эпоха Краха рынка, капитализма и либерализма: ноосферно-социалистический прорыв или экологическая гибель человечества? – СПб. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2010. – 44с.; Субетто А,И.  Миссия коммунизма в XXI веке – СПб.: Астерион, 2012. – 36с.; Субетто А.И.  Теория социализма XXI века: начала и проблемы становления. – СПб.: Астерион, 2013. – 40с.

 


Bibliography:


Reference

The problem of social responsibility of the state in the period of the collapse of the market, capitalism and liberalism // Ноосфера. Общество. Человек. – 2013. – № 4;
URL: www.es.rae.ru/noocivil/en/229-1106 (Date Access: 23.11.2024).


Embed on your website or blog

Viewed articles

Today: 951 | Week: 952 | Total: 2512


Comments (0)


Яндекс.Метрика