RUSENG
Ноосфера. Общество. Человек
Электронный научный журнал
FULL PARTICIPANT. ПРЕЗИДИУМ ОТКРЫТОЙ НООСФЕРНОЙ АКАДЕМИИ

FULL PARTICIPANT. Вэб_ПРЕЗИДИУМ. honorary presidium/. 

Члены Президиума-самодостаточные, деятельные участники, не нуждающиеся в подтверждении актуальности своих творческих наработок и компетенций. Члены Президиума практикуют следование основной миссии-просветительству- общественной Академии как наиболее креативной форме открытости знаний. Открытая Ноосферная Академия поддерживает и способствует продвижению идей и практик, развивающих борьбу против некросферы, уничтожающей ноосферу человечества, его коллективный живой интеллект человеческой цивилизации...ноосфера -soldier, army, fraternity, full participant/почётный президиум — honorary presidium/рабочий президиум — working presidium

PRESIDIUM

Наименование: ОТКРЫТАЯ НООСФЕРНАЯ АКАДЕМИЯ 

Правопреемник-Дата создания: 17.11.2015. URL публикации данных:

Описание: Открытая ноосферная Академия. Онлайн_Университеты.

Независимое Сообщество свободных ученых и творческих людей.14.02.2015. 

Объект интеллектуальной собственности (ОИС) UIN 07N-4B-9C. 

БАЗОВЫЙ (исходный) список Членов Президиума:

Поддержали и присоединились к Хартии исследователей Ноосферы (сокр. Хартия Ноосферы) 21.01.14.

Оноприенко Владимир Иванович –
профессор Российской Академии естествознания, Grand Doctor of Philosophy (Grand Ph.D.), Full professor,

академик Ноосферной общественной академии наук, член АНСТиМС, член-корреспонденть Петровской

академии наук и искусств, Full member EUANH, член Международного Союза экономистов (IUE),

международный эксперт 11-07,21.06.11. IASHE, London, учредитель и главный редактор электронного

научного журнала «Ноосфера.Общество.Человек»,

Субетто Александр Иванович–
президент Ноосферной Общественной Академии Наук, академик ПАНИ, вице-президент Санкт-Петербургского отделения

Академии проблем качества, действительный член Международной академии информатизации, Санкт-Петербургской

Академии истории науки и техники, Европейской академии естественных наук, член-корреспондент Международной

Академии организационных и управленческих наук, Международной академии наук по экологии и безопасности

жизнедеятельности, проректор по качеству образования Смольного университета РАО (Санкт-Петербург), Заслуженный

деятель науки РФ, доктор философских наук, доктор экономических наук, кандидат технических наук,профессор,

Гордина Любовь Сергеевна-
президент НООСФЕРНОЙ ДУХОВНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АССАМБЛЕИ МИРА (НДЭАМ, Ассамблея Мира), доктор

философии, профессор, кандидат технических наук (Россия), Заслуженный деятель культуры,

Патрушев Владимир Иванович –
доктор социологических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления МИГСУ,

Президент Академии наук социальных технологий и местного самоуправления, Президент Международной

академии инновационных социальных технологий (Москва),

Василенко Василий Николаевич-
д-р филос. н., главный научный редактор электронного альманаха НООСФЕРА XXI века, член РедСовета

журнала Ноосфера. Общество. Человек.

Иманов Гейдар Мамедович-
Вице-Президент Ноосферной общественной академии наук, Президент АНО ИНОК "Смольный университет",

Железнов Игорь Алексеевич –
к.э.н., доцент, заведующий кафедрой НОУ ВПО "Московский психолого-социальный университет" (Москва),

Лебедев Никита Андреевич –
д.э.н., профессор, в.н.с. ИЭ РАН,

Меджидова Алмаз Самедовна (Medjidova Almaz-khanum Samedovna)-
«CITIZEN of EARTH XX1 член Афинской академии наук философии имени Аристотеля; «Делегат 2 и 3 Съездов

Азербайджанцы Мира,Судья третейского Суда «DIOTRITRON»,Главный Редактор www azeri.UZ,Руководитель

Международного центра Аzeri;Руководитель инновационного проекта «Экоантропокосмизм»,Академик,

действительный член Международной Академии Наук Экологии и Безопасности человека и природы,Доктор

педагогических наук,Член правления Дружбы Узбекистан-Азербайджан;Член правления Ассациации

открытый университет Международный культурно-просветительский,эколого-образовательный центр «AZERI»,

Mеждународный женский общественный Фонд Sharg Аyoli,Общество Дружбы Узбекистан-Азербайджан,

третейский Суд «DIOTRITRON»-Узбекистан, Ташкент,

Тамара Дмитриевна Шубейкина –
зав. лабораторией "Духовные основы феномена человека" при Луганском Научно-исследовательском институте

духовного развития человека, созданного при кафедре педагогики Луганского национального университета им.

В. Даля,

Зорин Александр Михайлович-
общественная работа в рамках Академии Наук Социальных Технологий и Местного Самоуправления - АНСТиМС,

замдиректора по развитию стройфирмы. РОССИЯ, Ростовская область, г. Волгодонск,

Алина Н. Паранина –
доц. каф. физической географии и природопользования РГПУ им. А.И.Герцена,

Бабаев Накибулло Хабибуллаевич -
проф., генеральный директор НПФ САМОЙИНУР Ко Лтд,
д.т.н., GPhD, Узбекистан, г. Бекабад,

Мазниченко Владимир Григорьевич-
директор Центра внедрения инноваций-Восточноукраинский национальный университет им. В. Даля, Украина, г. Луганск,

Креймер Михаил Абрамович-
доцент кафедры экологии и природопользования Сибирской государственной геодезической академии,г.н.с. Новосибирского

научно-исследовательского института гигиены Роспотребнадзора, кандидат экономических наук, Россия, г. Новосибирск,

Фаткулин Анвир Амрулович –
директор Дальневосточного регионального учебно-методического центра высшего профессионального образования (на базе Дальневосточного федерального университета), доктор технических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы

Российской Федерации, Россия, Владивосток,

Никитенко Пётр Георгиевич –
Основатель Белорусской инновационной и ноосферной школы, Первый вице-президент Международной академии социальных

технологий. Глава представительства Международной Инженерной академии Республики Беларусь, академик НАН Беларуси,

РАЕН, Ноосферной общественной академии наук, МАОУН, и др., Республика Беларусь,

Комаров Виктор Дмитриевич –
доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Военного института (инженерно-технического) Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрелёва, г. Санкт-Петербург, член редколлегии двух философских журналов. Действительный член Академии гуманитарных наук, Российской экологической академии, Петровской академии наук и искусств, Ноосферной общественной академии наук, Российского философского общества, общественной организации "Российские ученые социалистической ориентации",

Сороко Эдуард Максимович –
доктор философских наук, ведущий научный сотрудник ГНУ "Институт философии Национальной академии наук Беларуси",

Каргин Николай Николаевич –
док. филос. наук, профессор, Московский государственный университет сообщения (МИИТ). Москва,

Яшин Алексей Афанасьевич –
главный редактор всероссийского литературного журнала «Приокские зори», издаваемого ТулГУ, зам. главного редактора всероссийского теоретического и научно-практического журнала «Вестник новых медицинских технологий» (ТулГУ), Заслуженный деятель науки РФ, Почетный радист России, д-р техн. наук, д-р биол. наук, профессор по кафедре «ЭВМ» и профессор по специальности «Медицинские приборы и системы», академик 11 российских, международных и зарубежных академий, лауреат …. и пр. Глава Научной школы «Биофизика полей и излучений и биоинформатика». Медицинский институт Тульского госуниверситета,

Сафрошкин Юрий Васильевич-
д.т.н., ст.н.с., член Российских Географического и Философского обществ и Ноосферных объединений,

Ярмольчук Вячеслав Григорьевич-
доктор философии (PhD), доктор экономики и коммерции, к.э.н., доцент, чл.-корр. Академии Гуманитарных наук, Исполнительный директор Университетского комплекса "МосГУ" (Московский гуманитарный университет),

Экологический Центр «Ноосферный Город» - Россия, Москва, ВДНХ (директор – Татьяна Викторовна Вольф).

*****************/
«Хартия исследователей ноосферы».
В кн. Декларация живого интеллекта, С. 5-17, ISBN 9781312898325 - Изд-во Altaspera Publishing & Literary Agency Inc., 2015,

Copyright - Владимир Оноприенко

Содержание: 
Свобода исследований, Профессиональная ответственность и этические принципы Хартии исследователей Ноосферы,

Контрактные и юридические обязательства, Исследовательская практика, Распространение и использование результатов,

Права интеллектуальной собственности исследователей Ноосферы, Соавторство исследователей Ноосферы, Повышение профессиональной квалификации исследователей Ноосферы, Оценка опыта исследователей Ноосферы, Поддержали и присоединились

21.01.2014.

 *****************//

http://noocivil.esrae.ru/

 Reestr_FULL PARTICIPANT

 Тип группы-Клуб. Закрытая группа.

Метки-Вернадский Владимир Иванович, Тесла Никола,Ноосфера.

Reestr_FULL PARTICIPANT.Реестр

УЧАСТНИК РЕЕСТРА-Полноправный Член Открытой Ноосферной Академии/Reestr_FULL PARTICIPANT

Метки -Вернадский Владимир Иванович,Тесла Никола, Ноосфера, открытая ноосферная академия
URL-адрес: 

https://www.facebook.com/groups/reestrONA/

Создана 14.02.2015. и зарегистрирована как Объект интеллектуальной собственности (ОИС) UIN 07N-4B-9C.

Уважаемые члены нашего со-Общества: участники_ОТКРЫТОЙ_НООСФЕРНОЙ_АКАДЕМИИ!

Мы все автоматически являемся членами Открытой Ноосферной Академии, и каждый участник имеет право представлять свои научные публикации и в научных журналах любой тематики с аффилиацией: ФИО автора (-ов), член Открытой Ноосферной Академии, г. Москва, Россия. Руководитель ОНА (основатель) – Владимир Иванович Оноприенко, смотри Энциклопедию ИЗВЕСТНЫЕ УЧЕНЫЕ. FAMOUS SCIENTISTS--http://www.famous-scientists.ru/4531/

Необходимость в формализации статуса Членства Открытой ноосферной Академии возникла из-за порочных правил в научных журналах, которые для публикации научных статей требуют обязательного указания названия научного учреждения, в котором работают авторы, и представления рекомендательного письма от администрации учреждения. 

Члены Открытой Ноосферной Академии (ИНТЕРНЕТ- это свободное общество)- это различные Субъекты ноосферы: персоны, учреждения, организации, отдельные СМИ и творческие союзы, образовательные и просветительские формирования с наличием ноосферной характеристики, получают в членстве в группе статус «FULL PARTICIPANT-Полноправный член ОНА."
Право "вето" (волевого приема-удаления из членства в Группе и Реестра ОНА) оставляю за собой по праву первого автора идеи.
Любая информация о Членстве в Открытой Ноосферной Академии, размещенная на других сайтах родом из любого другого источника, кроме владельца этого сайта, считается ненадежной, если только и до тех пор, пока не подтвердили исходную достоверность, связавшись с администраторами правообладателя.

https://www.youtube.com/channel/UCP7vtSiQXIO9A7Jho6K68WA

Участник Группы утрачивает права полноправного члена Открытой Ноосферной Академии в случае удаления его из списков группы. Вместе с тем, участник волен в любое время выйти из группы и Реестра.

Нас объединяет понимание того, что в одиночку никто не сможет решить проблемы, стоящие перед человечеством, обеспечить устойчивый и не зависящий от мировой конъюнктуры миропорядок. Мы разделяем ценности прав человека и свободной воли, а также  принципы ненасилия.

Автор-Оноприенко Владимир Иванович, Доктор и grand-доктор философии (PHD, Grand PHD-WIDU), Full Professor, доктор экономики и коммерции, академик Ноосферной Общественной Академии Наук,член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств (Санкт-Петербург), Full member EUANH, профессор РАЕ, заслуженный работник науки и образования, член Международного Союза экономистов (МСЭ.IUE), основатель и главный редактор электронного научного журнала «Ноосфера.Общество.Человек».на Фейсбуке--https://www.facebook.com/wladimir.onoprienko

World Information Distributed University—ВИДУ

Всемирный Информационно-Распределенный Университет (WIDU)


Философские науки
МЫСЛИТЕЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ОБ УМЕ, ИНТЕЛЛЕКТЕ И ТВОРЧЕСТВЕ

А.И.Субетто

 

Мыслители человечества об уме, интеллекте

и творчестве[1]

 

Предисловие

 

Интеллект, разум, творчество всегда находились в центре внимания мыслителей, ученых, художников, писателей. Сформировался «мощный пласт» человеческой культуры, в котором нашла отражение тысячелетняя история человеческой рефлексии по поводу этих понятий.

Современный период развития человеческой цивилизации является переломным. «Волна» научно-технической революции и информатизации общества, раскрывающая новые горизонты с позиций усиления энергетических и информационных возможностей человека как бы «накрывается» новой, названной нами, четвертый грядущий волной развития человеческой цивилизации[2], суть которой состоит в «человеческой революции», в смещении смыслообразующего центра прогресса «в человека», в развитие его интеллекта, ума, творчества, способностей, универсальности, энциклопедизма. Именно здесь таится неисчерпаемый кладезь возможностей прогресса, восхождения интеллекта человеческого индивидуума и интеллекта общества в целом на качественно новую ступень.

И целью, и средством «человеческой революции» является Творчество – творчество с большой буквы. Потому что оно – основа жизни и управления, и сама жизнь как таковая, и глубинно-содержательная функция интеллекта. Вне творчества не может быть понята категория свободы. Поскольку творчество и есть свобода, есть будущетворение. Творчество, с одной стороны, оказывается связанным с будущим временем, с Будущим, с эмоциональными структурами, подкрепляющими направленность жизни в будущее, - со структурами радости, счастья, смеха, с другой стороны, оно само, в своей внутренней структуре, реализует волнообразные законы «креативно-стереотипного»  (креат – творить) и формализованно-эмоционального (лево-правополушарного) движения «внутреннего мира» человеческой психики.

Многообразие смысловых значений творчества разума и интеллекта с учетом сменяемости культур эпох и народов, нашло отражение в предлагаемой выборке высказываний. Поэтому принята следующая форма: к системе высказываний предлагаются комментарии автора, в которых отражается его позиция по сформулированным проблемам. Комментарии имеют нумерацию, соответствующую нумерации высказываний.

 

I.              Разнообразие – цикличность – время – интеллект – ум

 

1.         Един Огонь, многоразлично возжигаемый, едино Солнце, всепроникающее, едина Заря, все освещающая, и едино то, что стало всем»

«Веды» (Самхиты).

 

2.         «От времени проистекают существа, и от времени они достигают роста, и во времени исчезают. Время – воплощенное и невоплощенное… Это воплощенное время – великий океан творений».

«Упанишады» (Майтри VI. 14, 16)

 

3.         «Он – начало, причина, вызывающая соединение, даже лишенный частей, он видим за пределами трех времен, когда его почтут сначала как многообразного, основу бытия, досточтимого бога, пребывающего и в наших мыслях… Его высшее могущество открывается как многообразие».

«Упанишады» (Швета. VI. 5, 8)

 

- • -

4.         «Человек при рождении нежен и слаб, а после смерти тверд и крепок. Все сущее, растения, деревья при рождении нежны и слабы, а при гибели сухие и крепкие, твёрдое и крепкое – это то, что погибает, а нежное и слабое – это то, что начинает жить».

Лао-Цзы «Даодэзин»

 

5.         Знающий людей – мудр, знающий себя – просвещен.

Лао-Цзы «Даодэзин»

 

6.         Познай самого себя

Фалес

- • -

 

7.         «…мера всех вещей есть человек»

Протагор (Платон «Протагор говорил»)

 

8.         «…ум – это то, откуда возникает граница и мера всех вещей»

Николай Кузанский

 

9.         «Я думаю,… что слово mens (ум) производится от mensurare (измерять)»

Николай Кузанский

 

10.      «…чувство человека есть мера вещей»

Фрэнсис Бекон («Новый органон»)

 

11.      «…мыслящий человек – мера всему»

В.И.Вернадский

 

12.      «Глупо просить у богов то, что человек способен сам себе доставить»

Эпикур

 

13.      «…всеобщий интеллект, выраженный в вещах…»

Джордано Бруно

 

- • -

 

14.      «Порожденное и порождающее всегда принадлежит к одной и той же субстанции»

Джордано Бруно

 

15.      «…Природа нисходит к произведению вещей, а интеллект восходит к их познанию…»

Джордано Бруно

 

16.      «…вследствие движения своей способной к познанию жизни ум находит искомое в себе самом в качестве описанного»

Николай Кузанский

 

- • -

 

17.      «Правильно называют истину дочерью времени, а не авторитета»

Фрэнсис Бекон

 

18.      «О том, что для изысканий истины необходимо раз в жизни, насколько это возможно, поставить все под сомнение»

Рене Декарт

 

19.      «Ум, который я имею и который люблю в других – тот, когда человек не верит ни одной теории…»

Л.Н.Толстой

 

- • -

 

20.      «Только настоящее имеет бытие в природе, прошедшее имеет бытие лишь в памяти, а будущее не имеет никакого бытия. Будущее есть лишь функция ума, применяющего последствия прошлых действий к действиям настоящим…»

Томас Гоббс

21.      «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей…»

Бенедикт Спиноза

 

22.      …в каждом различии есть единообразие, и в каждом изменении – постоянство»

Шарль-Луи Монтескье

 

23.      «…принцип ассоциации идей…».

«Эти принципы ассоциации сводятся к трем: сходству – картина естественно заставляет нас думать о человеке, который на ней изображен; пространственной смежности – когда упоминают о Сен-Дени, естественно приходит на ум идея Парижа; причинности – думая о сыне, мы склонны направлять наше внимание на отца».

Давид Юм

 

24.      «Аналогия – это четвертая струна, согласованная и пропорциональная трем другим струнам; животное ожидает этот резонанс, и в нем он всегда имеется, но не всегда бывает в природе».

Дени Дидро

- • -

 

25.      «Можно принять, что та и другая периодичность вытекает из одного основного корня, из особого свойства мировой жизни проявляться в сложных сплетающихся циклах».

Н.Я.Пэрна

 

26.      «Ритм… одинаково присущ как неживой, так и живой природе, присущ всему космосу… Ритм явлений, ритмичность процессов охватывает весь космос, начиная от атома, до высших проявлений человеческого духа – человеческого творчества»

Л.Я.Соколов

 

27.      «…правильная периодичность и повторяемость явлений в пространстве или во времени есть основное свойство мира, которым владеют одни и те же законы, распространяющиеся равно на все части природы независимо от того, как делит, как расчленяет их человек: и неорганическая, и органическая материя со всею своею психической деятельностью подчинена одним и тем же, общим для всей вселенной принципам»

А.Л.Чижевский

 

 

 

 

 

Комментарий

 

1.         Развитие, эволюция проявляются через движение разнообразия. С этих позиций любая эволюция имеет «творческий» характер, если под творчеством природы (и человека) понимать увеличение разнообразия. Не случайно это смысловое значение творчества как онтологического феномена зафиксировано в системе воззрений древних мыслителей независимо от того, приписывали они это свойство эволюции, Богу (пантакреатору – творцу природы), или самой природе. С другой стороны, движение разнообразия, его волны, – естественное основание для осмысления времени как «онтологического» измерителя изменчивости, движения разнообразия. Не случайно творчество связывается со стихиями природы, и прежде всего «огнем», в образе которого древние закодировали свое представление о возрождении «многоразличного». Поэтому время предстает как вместилище, «океан» творений. Именно эти взаимосвязи творчества, времени, разнообразия ил многообразия запечатлены в высказываниях «Вед» и «Упанишад» (1, 2, 3).

2.         В изречении Лао-Цзы (4) закодировано представление о законе движения творческих способностей человека в цикле его жизни. «Нежность» и «слабость» вначале жизни предстают как творческая сила жизни, как высокая способность творить (креативность). «Твердость» и «крепость» – наоборот как «слабость» конца жизни, как метафорический образ ее стереотипизации, потери пластичности – и соответственно потери к творчеству. Последнее и означает смерть, так как жизнь есть творчество. Так проявляется диалектика творчества: «слабость» конца жизни, как метафорический образ ее стереотипизации, потери пластичности и соответственно потери к творчеству. Последнее и означает смерть, так как жизнь есть творчество. Так проявляется диалектика творчества: «слабость» зарождающейся жизни оборачивается силой, силой творчества, а «твердость» уходящей жизни – слабостью.

3.         Изречения (5), (6), (17), (18), (19) отражают такие категории интеллекта как рефлексию – самопознание, антиавторитаризм, сомнение. Будучи основными характеристиками интеллекта, они одновременно и основы принципов творчества. Вера с этих позиций есть передача суверенитета интеллекта верующего тому, кому или чему он верует: авторитету, теории, богу и т.п. Поэтому «сомнение» предстает как эмоционально-интеллектуальный механизм расширения границ творческого поиска.

4.         В высказываниях (7) – (11) красной нитью проходит мысль соразмерности интеллекта и чувства человека, творчества и, следовательно, собственно человека как такового во всем его многообразии, со всем миром, с вещами, выражаясь современным языком – техносферой, бисферой, экосферой. В понятии меры Протагора – Кузанского – Фрэнсиса Бекона – Вернадского закодировано интуитивное представление о фундаментальном противоречии человека – между человеком и создаваемой и преобразуемой им природой, в которой через творчество человека раскрывается уровень познания природы и человеческого бытия. В этом смысле «мера» выступает и границей творчества человека, за которой его ждет гибель, экологическая катастрофа.

Одновременно, с указанных позиций интеллект предстает как «измеритель» этой «меры», а сама «мера», как познанный феномен, – «измерителем» человеческого интеллекта.

Поэтому высказывание (12) и (13) могут рассматриваться как отображения этой выраженности интеллекта, его границ творчества (12), его «вещного» статуса через творчество. Мысль Джордано Бруно в (13) предвосхищает мысль К.Маркса об удвоении человеческого сознания через творимый этим сознанием мир.

5.         В высказываниях (14) – (16) имеются в «зачаточном» виде идеи системогенетики как общей теории преемственности в развитии систем: субстационального носителя преемственности (14), интеллектогенеза или креатогенеза вещей через человека и  природу (15), движение саморефлексии ума (интеллекта) (16).

6.         Творчество есть всегда творение будущего человека, природы, вещей. С этих позиций мысль Гоббса о «будущем как функции ума» отражает глубинную характеристику интеллекта как творящего будущее. Одновременно в этом высказывании подчеркнута функция ума как носителя системогенеза вещей. Мысль Спинозы (21) о гомоморфизме мира идей и мира вещей в терминах «порядка» и «связей» раскрывают системогенез вещей как бы с другой стороны.

7.         Формула Ш.-Л.Монтескье в (22) глубоко диалектична, она показывает диалектическое единство единообразия и разнообразия. Именно из этой формулы вытекает парная эвристика: «ищи разнообразие в едином» и «ищи единое в разнообразии».

В высказываниях (23) и (24) об ассоциативном и аналоговом механизмах творчества в характерных для Юма и Дидро движениях мысли продолжается развертывание вышеприведенной парной эвристики.

8.         Высказывания (25) – (27) возвращают нас к проблемам творческой эволюции, но уже с позиций дальнейшего углубления через феномен цикличности. Творчество не только является носителем механизма цикличности развития, но и само, в своей сущности, подчиняется законам цикличности развития Ритмы и циклы мироздания переходят в ритмы и циклы человеческого творчества и через человека, через формируемую им антропосферу – техносферу – ноосферу «возвращаются к себе». Мысли российских мыслителей циклистов – космистов Н.Я.Пэрна, Л.Я.Соколова, А.Л.Чижевского раскрывают этот замкнутый, через человеческие творчество и жизнь, механизм цикличности.

 

II.          



[1] Из рукописного архива автора. Написано в середине 80-х годов ХХ века.

[2] Субетто А.И.  «Русский космизм» и грядущая четвертая волна развития человеческой цивилизации// «На страже Родины» - 1990 - 8, 9, 13 и 16 июня.

 


Пристатейный список:
интеллект

Библиографическая ссылка

МЫСЛИТЕЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ОБ УМЕ, ИНТЕЛЛЕКТЕ И ТВОРЧЕСТВЕ // Ноосфера. Общество. Человек. – 2014. – № 25;
URL: www.es.rae.ru/noocivil/ru/236-1254 (дата обращения: 20.05.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 739 | За неделю: 739 | Всего: 1951


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System
Яндекс.Метрика