Написано Ф. Энгельсом в основном в 1873—1883 гг., отдельные добавления в 1885—1886 гг.
Впервые полностью опубликовано на немецком и русском языках в «Архиве Маркса и Энгельса», кн. II, 1925
Печатается по тексту рукописи
Немецкий материализм
1. Осмысление открытий в науке
Вторая половина XIX века ознаменовалась бурным развитием наук о природе. Философская обработка открытий естествознания принадлежит Энгельсу.
Главная задача, которую ставил перед собой Энгельс при работе над «Диалектикой природы», состояла в том, чтобы «убедиться в той истине... что в природе сквозь хаос бесчисленных изменений прокладывают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий...». Иными словами, Энгельс стремился, анализируя достижения и проблемы современных ему наук о природе, показать, что диалектические закономерности столь же типичны для природы, как и для общества. Эта теоретическая задача была новаторской, поскольку в гегелевской философии природа понималась как не развивающаяся во времени, а проходящая бесчисленные круговороты одних и тех же изменений. Сами ученые-естественники в основном отрицательно относились не только к диалектике, но и ко всякой философии вообще. Общая естественнонаучная установка на то, что науки о природе изучают природу такой, какова она есть на самом деле, фактически не давала ученым заметить, что на уровне общетеоретических обобщений они весьма свободно интерпретируют любые факты и используют при этом давно изученные в философии теоретические схемы и категории. Например, те же самые процессы в живой или неживой природе могут быть истолкованы либо как необходимость, закономерность, либо, наоборот, как случайность. Переход от описания фактов к анализу и обобщению весьма незаметен, и ученый-естествоиспытатель легко вступает в область абстрактного теоретизирования, где зачастую приходит к односторонним и прямолинейным выводам, не замечая, что руководствуется уже не фактами, а предвзятыми философскими представлениями о необходимости, случайности и т. д.
В «Диалектике природы» Энгельс обосновывает мысль о том, что развитие естественных наук, начиная с эпохи Возрождения, шло таким путем, что к середине XIX века наука сама собой, не осознавая этого, подходит к диалектическому пониманию природы. Свидетельством и доказательством этого Энгельс считал 3 великих открытия в естественных науках XIX века –
1) открытие органической клетки,
2) закон сохранения и превращения энергии и
3) эволюционную теорию Ч. Дарвина.
В этих открытиях, как и в других достижениях современного естествознания, Энгельс видит научное доказательство диалектики самой природы (объективной диалектики), состоящей во взаимной связи всех уровней материального мира, в изменчивости и противоречивости природы.
В том, что Энгельс называл «подытоживанием своих занятий в области математики и естественных наук»[31], он находился под впечатлением того факта, что в природе нет ничего неподвижного и статичного, но все находится в движении, изменении, развитии. И, по его собственным словам, особенно его впечатлили 3 вещи: во-первых, открытие клетки, посредством размножения и дифференциации которой возникли растительные и животные организмы; во-вторых, закон превращения энергии и, в-третьих, формулировка Дарвином эволюционной теории. Размышляя о природе, согласно представлениям современной ему науки, Энгельс пришел к выводу, что «в природе сквозь хаос бесчисленных изменений прокладывают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий»[32].
В «Диалектике природы»[33] Энгельс суммирует эти законы: переход количества в качество, взаимопроникновение противоположностей и отрицание отрицания. Некоторые часто цитируемые примеры этого последнего закона, отрицания отрицания, можно найти в «Анти-Дюринге». Энгельс говорит, к примеру, о ячменном зерне, которое, по его мнению, подвергается отрицанию, когда оно прорастает и начинается рост растения. Растение затем производит множество семян и само подвергается отрицанию. Таким образом, в качестве «результата этого отрицания отрицания мы здесь имеем снова первоначальное ячменное зерно, но не одно, а сам-десять, сам-двадцать или тридцать»[34]. Сходным образом личинка или гусеница отрицает яйцо, из которого она выходит, превращается с течением времени в бабочку, а затем вновь отрицает себя, умирая.
Уместны ли в этом контексте такие логические термины, как “отрицание” и "противоречие", мягко выражаясь, спорно, хотя на всемогущество отрицания уже прозрачно намекал Гегель.
2. Недостижимость абсолютной истины
Исходя из двоякой области применения диалектики[35], а именно природы и человеческой истории, Энгельс делает важный вывод относительно человеческого мышления и познания. По его мнению, великое открытие Гегеля состояло в том, что мир является совокупностью не готовых вещей, а процессов (хотя сам Гегель предпочитал говорить о становлении). И как для природы, так и для истории справедливо, что они являются процессами или совокупностью процессов. Из этого следует, что человеческое познание как зеркало этой двоякой действительности само является процессом, не достигающим и не могущим достичь неизменной и абсолютной системы истины. Гегель понимал, что «истина заключена в самом процессе познания, в долгом историческом развитии науки, поднимающейся от низшего ко все более высоким уровням знания, никогда при этом не достигая – вследствие открытия так называемой абсолютной истины – точки, где она не может двигаться дальше, где остается лишь сложа руки изумляться достигнутой абсолютной истиной»[36]. Нет и не может быть абсолютной системы философии, которую надо только заучить и принять. В самом деле, поскольку абсолютная истина – это именно то, к чему стремились философы, мы можем сказать, что с Гегелем философия приходит к своему концу. Взамен мы имеем диалектически продвигающееся вперед научное познание действительности, всегда открытое для будущих изменений и развития.
Таким образом, подобно Марксу, Энгельс нападает на представление об "абсолютных истинах". Он считает необходимым допустить существование истин, в которых нельзя сомневаться, не навлекая подозрение в сумасшествии, к примеру, что «два и два составляют четыре, что сумма углов треугольника равна двум прямым углам, что Париж находится во Франции, что человек, который ничего не ест, умирает от голода и т. д.»[37]. Но Энгельс ту же добавляет, что такие истины – это банальности или общие места. И никто не удостоил бы их торжественного звания “вечных истин”, если только он не хочет сделать из их существования вывод о том, что и в области человеческой истории имеется вечный моральный закон, вечная сущность справедливости и т. д. Но выводы такого рода как раз и ошибочны. Подобно тому как могут подвергаться пересмотру и даже революционному изменению гипотезы в физике и биологии, так же обстоит дело и в морали.
3. Классификация форм движения материи
Большое значение для развития марксистской философии имела также предпринятая Энгельсом попытка классификации форм движения материи (и, соответственно, наук, изучающих определенные формы движения). По сути, Энгельс высказал гипотезу общей связи и развития материального мира и попытался нарисовать схематичный эскиз общей картины природы. Здесь Энгельс использовал испытанный диалектический метод построения подобных гипотез – движение от низшего к высшему, где всякая низшая форма посредством «скачка» преобразуется в высшую. В результате получается иерархическая система, в которой всякое «высшее» содержит в себе, как подчиненный и частный момент, свое «низшее», но к нему уже не сводится. (Этот же диалектический ход мысли был использован Марксом и Энгельсом для воспроизведения исторического движения общественных формаций.) Высшая форма движения материи, по Энгельсу, – мышление. Низшая – простое пространственное перемещение. Основные формы, каждая из которых исследуется определенной естественной наукой,– механическая, физическая, химическая и биологическая. Переход от биологической формы движения материи к социальной, то есть от живой природы к человеческому обществу, Энгельс объясняет в трудовой теории происхождения человека.