Субетто Александр Иванович, Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат Премии Правительства РФ, профессор, доктор философских наук, доктор экономических наук, кандидат технических наук, Президент Ноосферной общественной академии наук, член Президиума Петровской академии наук и искусств.
Забота о сохранении и сбережении русского языка как государственного языка – основа национальной безопасности России и духовно-культурного развития и сближения ее народов
(Статья по материалам выступления на Круглом Столе
«Актуальные проблемы региональной языковой политики и ее правового регулирования (на примере Санкт-Петербурга)»,
состоявшемся 30 мая 2013 г. в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга, по инициативе Профильной Комиссии по науке и высшей школе)
Русский язык – один из самых древнейших языков на Земле. Современный греческий филолог Дмитрий Ираклидис создал этимологический словарь и теорию, в которых доказывает, что все европейские языки произошли от русского, включая и сам греческий язык, поскольку он значительно старше по историческому возрасту . Богатство, пластичность, могущество русского языка признавались многими филологами мира. М.В.Ломоносов, титан Эпохи Русского Возрождения, ученый-энциклопедист, мыслитель универсального масштаба, создатель русской грамматики, заложившей основу современного русского литературного языка, писал: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков» . Ф.М.Достоевский заметил: «…Язык – народ, в нашем языке это синонимы, и какая в этом богатая мысль» . Известный знаток русского языка Ф.И.Буслаев в работе «Преподавание отечественного языка» подчеркнул значение русского языка в формировании личности в школе, в развитии духовных способностей учащегося: «Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит, вместе с тем, развивать и духовные способности учащегося» .
Русский язык – это не только государственный язык современной России, язык межэтнического общения, язык диалога культур народов России, их взаимного обогащения, но и язык дружбы народов.
Язык и культура образуют единство. Язык – носитель наследования культуры, а культура – носитель развития и наследования языка, который ее пронизывают. Язык есть своеобразный код, основание «ценностного генома» , как «ядра» культуры личности и культуры народа. В богатстве содержания, идей, образов, метафор, смыслов, философии, в величии русской культуры, в частности – русской литературы, отразилось богатство и величие русского языка. А русская культура – народообъединяющая культура в России, что и определяет особую народообъединяющую, цивилизаицонно-созидающую миссию русского языка на протяжении всей истории России, как самостоятельной, уникальной, евразийской общинной цивилизации.
Вот почему невидимая, духовная война против русского народа, которую ведет глобальный империализм, начиная с известного антирусского манифеста Аллена Даллеса зимой 1945 года, когда еще стреляли пушки и советские войска победоносно наступали на «логово» Гитлера Берлин (вот эти слова: «…мы бросим все, что имеем, все золото, всю материальную мощь или ресурсы на оболванивание и одурачивание людей. Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своим масштабам трагедия самого непокорного на Земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания…» ), включает в себя и невидимую войну против русского языка, русской культуры, духовно-нравственных оснований бытия русского народа.
Эта невидимая война идет по всем направлениям: реклама на улицах Санкт-Петербурга на английском языке или засоренная иностранными словами, пропаганда пошлости и упрощенного молодежного «новояза», похожего на язык «Эллочки» из известного романа Ильфа и Петрова, снижение количества часов в школе на изучение русского языка, исчезновение такого важного инструмента в познании русского языка и литературы, как сочинение, и т.д., и т.п.
Фактически идет наступление на такое важное основание русского самосознания как гордость за русский язык.
А ведь есть чем гордиться! Русский язык – это язык Святого Владимира (Крестителя), Александра Невского, Дмитрия Донского, Святого Сергия Радонежского, Петра Великого, М.В.Ломоносова, Александра Суворова, Михаила Кутузова, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.Горького, В.В.Маяковского, С.Есенина, М.А.Шолохова, А.Твардовского, В.И.Ленина, И.В.Сталина, Д.И.Менделеева, В.И.Вернадского, К.Э.Циолковского, С.П.Королева, Георгия Жукова, «Слова о полку Игореве», «Евгения Онегина», «Бородино», «Войны и мира», «Братьев Карамазовых», «Тихого Дона», «Василия Теркина». Это язык первого человека, облетевшего Земной шар на советском космическом аппарате, Юрия Алексеевича Гагарина. Это язык советских, в том числе русских воинов, спасших мир от гитлеровско-фашистской чумы. Это язык, на котором впервые, за всю историю человечества был проманифестирован идеал мира человечества без войны в знаменитом ленинском декрете «О мире». Это язык, на котором творилась великая культура и великая наука России – СССР, на котором созидалось такое уникальное течение мысли как «русский космизм» и «русская философия».
Возрождение достоинства русского народа необходимо начинать с достоинства русского языка. Нужно помнить завещание Александра Сергеевича Пушкина – не прощать «клеветников России», которые в ответ на «русскую ласку» способны «клеветать русский характер, поносить лучших сограждан и, не довольствуясь современниками, издеваться над гробами праотцев».
Почему, я ставлю так вопрос о возвращении русскому народу исторического достоинства? Потому, что он – народ – созидатель российской цивилизации, главный гарант будущего России и всех народов на её территории.
Что нужно сделать в этой сфере?
1.Принять закон о защите русского языка, аналогичный закону Тубона, принятому во Франции в середине 90-х годов. Можно этот закон назвать «законом о поддержании и развитии русского языка». Речь идет фактически о сохранении и развитии русско-языкового пространства, повышении русско-язычной грамотности среди граждан России. На страже русского языка как государственного языка должно стоять российское государство. Эту функцию необходимо рассматривать как элемент, причем важный элемент, системы национальной безопасности России и ее устойчивого развития.
2.Рассматривать русский язык как язык дружбы народов России, единства ее культурно-социального пространства и межэтнической кооперации.
3.Принять на уровне федерального закона «Федеральную Целевую Программу по повышению качества образования по русскому языку». Ввести непрерывное обучение русскому языку, охватывающее все ступени непрерывного образования, включая в том числе и высшее образование. Определить образование по русскому языку как компонент фундаментальной подготовки для любых направлений и специальностей в системе высшей школы России.
4.Культура русской речи должна стать частью кодекса чести работников в области средств массовой информации. Необходимо помнить, что «патологии» в разговорной русской речи – отражение социальной патологии, в том числе и отражение последствий информационно-духовной войны против исторического самосознания русского народа, которую ведут те на «Западе», кто стремится превратить Россию в колонию и избавиться от русского народа, как «лишнего» в соответствии с программой, близкой по своим позициям к тому, что сказал А.Даллес.
5.Необходимо ввести этику русского языка в официальных средствах массовой информации, поставив под запрет агитацию пошлости и аморальности.
6.Восстановить преподавание русской грамматики, как элемент образования русскому языку во всех классах средней (полной) школы. Ликвидировать массовую грамматическую неграмотность по русскому языку, которая стала хроническим недостатком новых поколений специалистов в России.
7.Поставить вопрос о русской адаптации интерфейсов персональных компьютеров.
Защита русского языка есть защита самого русского народа, русской «языковой личности», дела славянских, русских гениев, в том числе Кирилла и Мефодия, Ломоносова и Пушкина, Льва Толстого и Чехова, Горького и Маяковского, Твардовского и Л.Леонова, и др., их будущего, это есть защита и истории, и культуры, и духа России! Поэтому защита русского языка должна стать и делом всего народа, делом всей культуры, и делом государственной, патриотическо-ориентированной политики. Гуманизация и гуманитаризация российского образования превратятся в фальшь, в онтологическую ложь, если не будет осознана проблема образования русскому языку как ядровая проблема этих процессов.
Главнейшим механизмом зашиты русского языка становится процесс повышения грамотности в области русского языка по отношению ко всему населению.
Санкт-Петербург как «культурная столица» России, по общественному признанию, должен стать первопроходцем в этом процессе восстановления культурной, народообъединяющей, духовно-нравственной миссии русского языка. Региональная языковая политика и ее правовые механизмы приобретут свою прозрачность и ясность только тогда, когда появится региональный закон поддержания и развития русского языка в Санкт-Петербурге, в городе, где представлены представители почти всего этнического разнообразия России как цивилизации.
Данный доклад является развитием таких работ автора, как «Русская духовность как основание поиска ответа на вечный русский вопрос «Что делать?» и выживание российской цивилизации в XXI в.» (1995), «Регионализация культуры и образования в России через призму ее национально-этнического и геополитического единства как уникальной евразийской цивилизации» (1996), «От Кирилла и Мефодия до Александра Сергеевича Пушкина: забота о сохранении русского языка – забота о сохранении русской духовности, русских образования и просвещения» (1999) и др.
В приложении к «Советской России» – «Улики» (30 мая 2013 г., №5(46) опублико-вано Открытое письмо ректору Воронежского государственного университета (ВГУ) Д.А.Ендовицкому «Об охране «территории» Владимира Белинина, в котором показано как профессор И.А.Стернин вульгаризирует, «калечит» русский язык и оскорбляет национальные чувства русских. Его письмо заканчивается словами-предупреждениями: «Молчаньем предается слово! Молчаньем предается Пушкин! Молчаньем предается Бог! Молчаньем предается Россия! Неужели вы и дальше будете молчать, филологи русского языка, и позволять Стернину уродовать прекрасный русский язык?! Ведь вы должны слышать гораздо больше неправильных высказываний, чем я, дилетант русского языка». Вот такой крик души русского человека, понимающего, что «здоровье» русского языка – это основание будущего русского народа и России.
6 июня, в день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушки-на мы отмечаем День русского языка! Нужно сделать все, чтобы этот праздник стал по настоящему Днем защиты русского языка, как государственного языка России, основы национальной безопасности!