Бескризисное развитие –это миф или закономерная реальность
Размышления вслух
Бондаренко Валентина Михайловна, ведущий научный сотрудник Института экономики
Российской академии наук, директор Международного фонда Н. Д. Кондратьева,
к.э.н., действительный член Российской академии естественных наук
и Международной академии исследований будущего,
VM Bondarenko
Crisis-free development is a myth or reality of the logical
Thinking aloud
Bondarenko, Valentina, a leading researcher at the Institute of Economics
Russian Academy of Sciences, Director of the International Fund Kondratiev,
Ph.D., member of the Russian Academy of Natural Sciences
International Academy of Future Studies,
УДК 323
ББК 66.3
Б 81
Бондаренко, В. М.
Бескризисное развитие – это миф или закономерная реальность.
Размышления вслух: антология. – М.: Издательский Дом «Наука»,
2012. – 390 с.
ISBN 978-5-9902333-4-8
Ключом к философии формирования глобального общества и всех его институтов
должен быть тезис: «У всех обитателей Вселенной – общее происхождение; у всех
людей – одна общая человеческая природа; у всех религий – одна общая боже-
ственность, у всего глобального сообщества и у каждого конкретного человека в
отдельности – одна общая единственная цель – достигнуть в своем развитии сво-
его собственного совершенства». Это означает переход на совершенно иной уро-
вень понимания в обеспечении мира и безопасности в многонациональном обще-
Известный норвежский экономист Эрик Райнерт в своей книге «Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными» (Москва, Гос. Ун-т – Высшая школа экономики, 2011) вспоминает произведение Вольтера «Кандид, или Оптимизм», изданное еще в 1759 году. В своем романе Вольтер рассказывает историю молодого человека по имени Кандид, который без особого на то желания покидает родной дом, чтобы познать мир, «лучший из всех возможных миров», по словам его мудрого учителя метафизико-теолого-космологонии профессора Панглоса. Путешествуя, Кандид сталкивается с чудовищным реальным миром бедности, мародерствующих армий, религиозных преследований, землетрясений и кораблекрушений и т. д., и т. п. Все это время Панглос продолжает проповедовать, что это лучший из всех возможных миров, пока Кандид, наконец, не задается вопросом: «Если это лучший мир из
возможных миров, то каковы же другие?»
Вот и я, будучи еще ребенком и сидя под прилавком уличного торгового ларька, где работала мама, внимательно наблюдала весь этот «лучший из всех возможных миров». А вечером, глядя на появившиеся на небе звезды, неизвестно кому задавала тот же вопрос: «Почему так по-разному живут люди? Почему один человек подходит к прилавку и может себе позволить купить все, что на нем лежит. А другой, с трясущимися руками перебирает в руке несколько монет и считает, хватит ли ему купить хотя бы булочку?» И вот теперь, собрав в эту книгу некоторые из своих публикаций, я поняла, что всю свою жизнь, всю свою научную деятельность я подчинила нахождению ответа на мною же сформулированный в далеком детстве вопрос, а как оказывается, на вопрос Кандида.
В своей первой подготовленной, но незащищенной, в виду «крамольности» ее выводов, кандидатской диссертации я исследовала состояние оптовой торговли и искала пути повышения эффективности ее материально-технической базы. «Крамольность» заключалась в том, что, возможно помня тот самый вопрос из детства, я сделала в своем исследовании вывод: любое решение проблемы повышения эффективности функционирования оптового звена, в той системе отношений, которая сложилась в СССР в 70–80 годы прошлого века, в конечном итоге может ухудшить жизнь людей. Почему? Как объяснить это противоречие? Дальнейшие исследования показали, что узкоотраслевой уровень понимания проблемы не мог дать мне достаточно полный и аргументированный ответ на этот вопрос. Поэтому, чтобы ответить на него, потребовалось разобраться в этой проблеме с высоты политико-экономических знаний. В ИЭ РАН мною была написана и в 1991 г. защищена вторая диссертация по специальности «политическая экономия» на тему «Механизм взаимосвязи производства и потребления в социалистическом обществе». Помимо того, что в этой работе я продвинулась в понимании объективных истоков ранее выявленного противоречия, был сделан еще такой вывод: на планете Земля социализма еще не было.
В советское время высшие учебные заведения и академические институты, например, такие как МГУ им. М.В. Ломоносова, Московский институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова, Институт экономики РАН и другие, безусловно, владели мощной политэкономической школой. В 1990-е и 2000-е годы произошел отказ от политической экономии. Но как теперь пишут отдельные исследователи, отказ от марксизма имел в основном вненаучные основания. Одни, чтобы не прослыть «еретиками» и не подвергнуться анафеме, стали адептами экономикса. Другие подались в безобидное для мейнстрима направление, например, «российская школа экономической мысли», «философия хозяйства», экономическая социология, экономическая антропология и т. д.
Но как бы ни называли себя те или иные группы, школы, направления исследователей в те новые времена и в прежние времена официального признания политической экономии, на поверхности явлений в основе этих знаний преобладал и преобладает эмпирический подход построения теории. Такой подход, помноженный на субъективный фактор, как раньше, так и сейчас не дает ответа на сформулированный мной изначально вопрос. Поэтому перед собой я поставила следующую задачу: найти такой методологический инструментарий, который позволил бы понять объективные причины возникновения и нарастания глобального системного кризиса, несущего человечеству новые беды. В итоге удалось сформулировать новую методологию познания закономерностей в развитии человеческого сообщества, т. е. выйти на мировоззренческий уровень понимания проблемы. Эта методология позволила найти ответ на вопрос не только о причинах возникновения системного кризиса, но и на поставленный Кандидом вопрос в романе Вольтера.
В книгу вошли опубликованные в разные годы работы. Они даны в хронологическом порядке их написания и издания, так как, по сути, в них исследуется одна и та же проблема: почему человеку пока плохо в этом «лучшем из всех возможных миров». Но каждый раз эта проблема рассматривается на новом витке понимания, в контексте рассмотрения разных сторон развития человеческого сообщества. Иными словами, то противоречие, с которым я столкнулась на заре своей научной деятельности, и то, что мне пришло в голову сначала как интуиция, по нарастающей обрастало все новыми теоретическими доказательствами правильности полученных выводов. Новый методологический инструментарий дал возможность познать объективные законы развития человеческой системы и ответить на вопрос, вынесенный в заголовок этой книги: «Бескризисное развитие – это миф или закономерная реальность».
Хочется надеяться, что собранные в одном издании опубликованные в период с 1983 г. по настоящее время работы заинтересуют читателя, мне позволят быть понятой и услышанной, а идеи востребованными!
Бондаренко Валентина Михайловна,
ведущий научный сотрудник Института экономики
Российской академии наук,
директор Международного фонда Н. Д. Кондратьева,
к.э.н., действительный член Российской академии естественных наук