RUSENG
Scientific Journal
Navigation

Economics
The problems of old - new problems

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шанти П. Джаясекара

ректор МУФО, президент МВУС при МУФО Махатма Шанти П. Джаясекара.

IUFS Rector, president of MCCS for Mahatma IUFS Shanti P. Dzhayasekara.

Тюрин Владимир Иванович (Гранд-доктор, доктор экономических наук, профессор, академик)

Tyurin Vladimir (Grand Doctor, doctor of economic sciences, professor, academician)

 

Проблемы старые - задачи новые.

(экономический обзор)

С позиции сегодняшнего дня понятны причины мирового экономического кризиса и очевидны его последствия. Однако, в оценке будущего мировой экономики нет однозначного подхода. С одной стороны, отмечается восстановление пошатнувшихся хозяйственных механизмов отдельных стран, с другой, наблюдаются глубокие, необратимые разрушение экономики. Существует и третья группа стран-участников глобального взаимодействия, которые миновали кризис без потерь или с незначительными отрицательными последствиями.

 

 

The problems of old - new problems.

(Economic Review)

From the standpoint of today understand the causes of the global economic crisis and its implications are obvious. However, in assessing the future of the world economy is no single approach. On the one hand, there is recovery of ailing economic mechanisms of individual countries, on the other hand, there are profound and irreversible destruction of the economy.

 

 

Ещё пять лет назад, накануне кризиса, ничто не предвещало экономического взрыва. Примечательно, что ни государственные эксперты, ни ведущие экономические школы не ожидали наступления кризиса.

Известным нам исключением является, пожалуй, экономист Нуриэль Рубини, предсказавший финансовый кризис 2008 года. Заметим, что и сейчас он предупреждает о новой волне экономического спада.

История экономических спадов и кризисов показывает, что выход из них возможен на базе новых, по отношению ко времени кризиса, экономических моделей и реформ.

Так "Великой Депрессией" в США была преодолена "Новым курсом" Ф.Рузвельта, который основывался на проводимых банковских и финансовых реформах помощи безработным и других социальных мерах. Одной из теоретических основ "Нового курса" явились выводы Д. Кейнса о стимулировании спроса в росте государственных инвестиций и об увеличении роли государства в управлении экономикой.

Циклический характер кризисов приводил к новым кризисам, из которых выходили на основе новых реформ в экономике и управлении.

«Немецкое чудо», «Японское чудо», и, наконец, современный Китай – все экономические успехи были достигнутые основы экономических и государственных реформ и преобразований. Известны успехи «государственно-монополистического», создавший феномен «шведского социализма» для Скандинавии и др.

Приведём некоторые обобщения по практике антикризисных мер:

1. Наступление экономических кризисов непредсказуемо. Неопределённы его последствия, разрушительная сила и период воздействия.

2. Выход из кризисных провалов в отдельных странах обеспечивается адекватной реакцией государства, проведении новых соответствующих реформ и мероприятий.

3. Не существует единого рецепта для всех стран по выходу из кризиса и глобализации мировой экономики. К воздействиям общего характера добавляются собственные факторы и причины отдельных стран, приводящие к кризису.

Настоящий кризис был обусловлен существованием открытой экономики и глобализации экономических и финансовых кризисов, т.е. новым факторам с точки зрения эволюции экономических отношений.

Очевидно, это требует и новых подходов к антикризисным мерам как в глобальном масштабе, так и в отдельных странах имеющих свою экономическую историю и сегодняшний технологический, финансовый и социальный характер.

В этой связи необходимо критически оценить практику глобального взаимодействия, переосмыслить механизмы взаимодействия и привлечь внимание к новым факторам глобального характера, влияющим на мировую экономику.

Конформизм мышления в экономике, непродуманное перенесение даже успешного опыта зачастую приводит к негативным, а порой и к разрушительным последствиям.

В частности в России при переходе на рыночную экономику первоначальное накопление явилось не процессом развития экономики, а процессом перераспределения собственности и доходов.

Новые собственники в России обогащались не зависимо от развития экономики и её развития.

По нашему мнению следует объективно с учётом всех "pro" и "contra", рассмотреть установившиеся догматы мировой экономики, такие как глобализация, финансовая система, соотношение либерализма и регулирования экономики.

Нельзя обойти и новые векторы воздействия на мировую экономику, такие как климатические и экономические факторы и др.

Глобализация.

Главной экономической ипостасью современной экономики является её глобализация. Поэтому совершенствование мирового хозяйственного механизма, построение новых моделей экономики и определение инструментария функционирования обречено существовать в жёстких ограничениях глобализации.

Глобализация экономики имеет противоречивое содержание. С одной стороны, повышает эффективность мировой экономики, ускоряет научно-технический прогресс и обеспечивает высокие темпы прироста мирового ВВП.

Глобализация обеспечивает распространение экономической деятельности отдельных государств за границами своих стран.

К базисным категориям глобализации относятся:

- международная торговля товарами, услугами, продуктами;

- миграция капитала и рабочей силы;

- создание мирового финансового рынка.

Эти факторы придают всемирный характер мировым хозяйственным процессам и направлены на повышение эффективности мировой экономики в целом.

С другой стороны, глобализация экономики ущемляет интересы стран, не включённые в союзы и альянсы передовых стран. На сегодняшний день выявлена системные дефекты и проблемы глобализации, учёт и оценка которых должны быть взяты на вооружение странами, находящимися вне организованных экономических межнациональных структур, но активно сотрудничающих и кооперирующихся с ними.

Каковы последствия и факты глобализации, отчётливо заявившие о себе в период кризиса?

- Финансовые кризисы зарождающиеся в той или иной стране могут перекинуться в другие страны и приобрести глобальный характер. Зачастую природой таких кризисов является спекуляция капиталами, отрыв стоимости фиктивных капиталов от производства мирового валового продукта.

К концу 2008 года стоимость обращающихся на мировых финансовых рынках деривативов составила 516 трлн. долларов, т. е. в 10 раз превысила величину мирового ВВП. Это существенно обусловило экономический кризис.

- Ослабление национальных экономик. Национальные практики отдельных стран не нашли компенсирующие механизмы негативного воздействия кризисных явлений. Эти "страны не имели возможности или не были допущены" к модернизации своих экономик ввиду внезапности кризиса, неготовности к нему и, на наш взгляд, непричастности к "центру управления" глобальной экономикой.

- От глобализации выигрывают только развитые страны. Прежде всего США и отдельные европейские страны.

Можно считать благополучным участие в глобализации стран БРИК - Бразилии, Индии и Китая. Без России, которая никак не может найти своё место и создать собственный цивилизованный механизм управления экономикой.

Можно упомянуть о мировых проблемах бедности и отсталости, в которых не всегда доказуемо обвиняют феномен глобализации.

Можно напомнить о неравномерности доходов и избирательном доступе к достижениям научно-технического прогресса.

Применительно если об экономике развитых стран, участвующих в глобальном взаимодействии, можно говорить как о государственно-регулируемом, социально-ориентированном капитализме, то к экономике большинства других стран (исключая БРИК - без России), часто употребляют определение "манчестерский" (или дикий) капитализм.

- Понятно, что при разработке моделей национальных экономик, управление ими как внутри государственных очертаний, так и с учётом их участия в глобальном процессе мирового хозяйствования, рассмотренные аспекты должны быть учтены в собственных концепциях и моделях.

Региональная интеграция.

Экономическая интеграция отдельных стран, отрасли и секторов хозяйства является широко практикуемые экономических отношений.

Региональное сотрудничество предполагает взаимодействие не на основе жестких правил, таких как в ВТО и допускают более гармоничные, учитывающее интересы и возможности национальных экономик.

Принципиально решая задачи аналогичные задачам Евросоюза, региональные объединения, сконцентрированные на интересах неграничных и близкорасположенных странах.

Мы видим две возможные формы эффективного развития регионализма.

Первое: самостоятельное, но "дружественное" существование по отношению к доминирующих мировым экономическим объединениям.

Сегодня известно, что вступление отдельных стран в ВТО связано с многочисленными условиями, некоторые из которых далеки от экономической идеологии взаимодействия.

К тому же признано, при доказательства эффективности глобальных экономических действий, упускают то, что получаемый эффект предназначен, в первую очередь, для лидеров глобального режима.

И, в-третьих, существуют мировые экономические организации, которые смотрят на региональные объединения с позиции "старшего брата", претендующего на руководство.

С нашей точки зрения, региональное экономическое взаимодействие является эффективным направлением в области экономических отношений, обеспечивающих развитие национальных экономик.

Либерализация и содействие торгово-экономическому сотрудничеству, снижение роли, вплоть до исключения наднационального регулирования в региональных содружествах, распространение преференций на многие сферы экономического взаимодействия могут служить источником динамического развития национальных экономик.

Нужно отметить, что в настоящее время активизируется идея о слиянии региональных структур с общими глобальными системами.

Мы не разделяем эту точку зрения, понимая, что при таких объединениях региональные системы будут руководствоваться правилами всемирных объединений, что нам представляется необоснованным.

В регионализме мы видим защитный механизм национальных экономик. Это своего рода противовес неустойчивости, исходящей от глобализации. Естественно, ни сотрудничество, ни кооперация со всемирными экономическими, в частности с торговыми и финансовыми структурами, не исключаются.

Банковские системы и финансовые институты.

Главным и чуть ли не единственным виновником экономического кризиса считают финансовые институты и банковские системы, породившие своей безответственной политикой и эгоистическими интересами, финансовые кризис и рецессию. Помимо упомянутых фигурантов, существует закрытая спекулятивная система, которая оперирует с стенах финансовых институтов и банков. Самостоятельно или совместно, обходя законы или уместно их используя, финансовые структуры довели мировую экономику до критического состояния.

Открытая экономика, глобализация, общий финансовый рынок явились той средой, которая обеспечила распространение кризиса. Показателями кризиса явилось банкротство множества финансовых структур.

В борьбе с кризисом в мировую финансовую систему "влили" "дешёвые" деньги.

Однако, структурный перекос в экономике США, определяющий мировую экономику в целом практически не изменился. Реально спрос не восстановлен.

В тоже время в США и Европе проводится углублённая реформаторская работа, направленная на оздоровление банковского сообщества, финансовых институтов и их функционирования.

Принципиальными направлениями в проводимых мероприятиях и выдвинутых предложениях являются:

- расширение сферы регулирования финансовых рынков, включая повышение прозрачности их инструментов и, прежде всего, производных финансовых инструментов и разного рода деривативов.

- проведение реформ по защите потребителей и усиливающих эффективную защиту инвесторов.

- разработка инструментов по выходу из финансового кризиса.

Эти и другие положения были сформулированы Президентом США и одобрены большинством стран ЕС, а также Банком Англии и Европейским центральным банком.

Предложенные инициативы резко ограничивают возможности банков произвольно и безответственно размещать долговые обязательства, что приводит к негативным последствиям.

Всё это направлено на понуждение банков вкладываться в реальный сектор экономики.

Однако, до настоящего времени, заметных положительных изменений не отмечено. Ждут своего решения вопросы, связанные с переоценкой реальных международных и национальных активов с целью вывести из балансового оборота все фиктивные активы, искажающие реальные представления об экономике.

Необходимо на международном уровне ввести ответственность за умышленное нарушение норм и правил законодательства, приводящих к нарушению экономической безопасности существования целых стран.

Наши обобщения и заключения имеют ввиду, обратить внимание, в частности российских финансовых структур, к деятельности, проводимой в мировом финансовом сообществе.

Почему в России деятельность банков вызывает беспокойство? Почему российские банки кредитуют сами себя и до сих пор живут на государственных кредитах и практически не кредитуют реальный сектор экономики? Почему мизерны рейтинги наших банков на мировых фондовых и валютных рынках?

Понятно, что ответы на эти вопросы известны. Проблема заключается в том, что ответы не произносятся публично. Отсутствие прозрачности в деятельности банков, эгоистичные и корпоративные интересы банков, как всегда коррупционная составляющая - вот далеко не полный факторов перечень присущих до сегодняшнего дня российской банковской системы. Нужно сказать, что некоторые ведущие мировые банки также запачканы в недобросовестном бизнесе, что общеизвестно.

Подводя итог, можно сказать, что международная финансовая система, включающая банковские сообщества и финансовые институты, нуждается в реформах. Проводимые в настоящее время законодательные и регулирующие действия направлены на обеспечения надёжности мирового хозяйственного механизма и защищённости от недобросовестной финансовой деятельности.

Однако, работа в области совершенствования мировой финансовой системы углубления, выявления первопричин финансовых сбоев и разработки системы их предотвращения не приняла конкретных очертаний.

Напомним, что Федеральная Резервная система США (ФРС), выполняющая роль центрального банка США, является частной организацией, акционерной, с особым статусом капитала, принадлежащим 12 региональным резервным банкам США и множеству банков акционеров.

Понятно, что финансовая политика осуществляемая ФРС направлена на эффективность в пользу владельцев и собственников системы.

И, несмотря на очевидную первопричину мирового финансового кризиса, корпоративную заинтересованность американского банковского сообщества в управлении финансами, принятие каких-либо координирующих мер по предотвращению новых финансовых осложнений в глобальном масштабе не приходится ожидать.

В этой связи, приведём следующий факт: Американская комиссия созданная для выяснения причин финансового кризиса, образованная по инициативе как Демократической, так и Республиканской партией, в итоге сего года заслушала представителей крупнейших финансовых институтов и банков США, таких как GoldmanSaches, YPMorganChase, MorganStanley, BankofAmerica. Представители перечисленных предприятий заявили, что в финансовом кризисе виноваты низкие ставки рефинансирования и неспособности "регуляторов" своевременно увидеть риски для финансовой системы.

Таким образом, можно утверждать, что национальные экономики отдельных стран, участвующих в глобальном экономическом взаимодействии практически остались в окружении причин предшествующих кризису.

Остаётся надеяться на результативность последнего Закона США о финансовой реформе Уолл-Стрит: "Закона по содействию финансовой стабильности США на базе совершенствования учёта и повышения уровня прозрачности американской финансовой системы с целью защиты американских налогоплательщиков и потребителей от практики финансовых злоупотреблений".

Следовательно, любые реформы и мероприятия, прежде всего, проводимые в отдельных странах, направленные на восстановление собственных экономик, должны предусматривать защитные меры на основе собственных реформ. Естественно, что такие реформы и меры должны корреспондировать с общемировыми акциями.

Экологический фактор в развитии экономики.

К новым обстоятельствам, определяющим развитие экономики, следует отнести воздействие окружающей, необходимость охраны природы и соблюдения экологических требований к производству и человеческой жизнедеятельности в целом.

Особенность постановки этой проблемы заключается в неопределённости проявления тех или иных природных явления и силе их воздействия.

Будь то извержение вулкана, цунами, засуха или пожары - всё это приводит к экономическому ущербу, иногда к катастрофам и человеческим жертвам.

Последствия некоторых явления можно уменьшить или ликвидировать, другие природные катаклизмы, имеющие характер непреодолимой силы, приводят к необратимым последствиям.

Любые спасательные, восстановительные и необходимо новые работы по ликвидации последствий требуют финансовых вложений, то есть экономических решений.

Непредсказуемая масштабность ущерба ставит задачу постоянной готовности к ликвидации стихийных бедствий и наличие материальных и финансовых резервов, достаточных для восстановления хозяйственных объектов и различного рода разрушительных последствий.

Самодостаточные экономики решают эти задачи путём образования различного рода резервных и восстановительных фондов, организаций государственных пожертвований специализированных ведомств и учреждений.

Другим направлением в этой области является обусловленное законодательством исполнение требований по охране окружающей среды сберегающему природопользованию.

Становление новой модели мировой экономики должно ответить на воздействие окружающей среды.

Такие проблемы как загрязнение окружающей среды и её разрушение, нехватка ресурсов и обострившаяся ситуация стали осознаваться как угроза самого существования.

Неконтролируемый экономический рост, требующий всё больше природных ресурсов, погоня за прибылью, когда игнорируются природоохранные меры, превышает возможности отдельных экосистем и окружающей среды в целом к самовосстановлению.

Рост населения требует соответствующего роста производства энергии, продуктов питания, объём которых по мнению экспертов к 2030 году должен увеличиться на 50 %, а потребление чистой пресной воды должно возрасти на это же время на 30 %.

Учитывая необходимость предотвращения губительных воздействий человеческой деятельности на окружающую среду и последующую ликвидацию таких последствий, потребуются огромные средства.

Экономический фактор отражающим эти проблемы является ограничителем экономического роста.

Сегодня, является необходимостью реализация экономического развития мировой экономики на основе так называемого "модели экологически ориентированного роста". Эта модель предусматривает переход от ресурсоёмкого производства к "закрытому циклу движения материалов и сырья".

Следует отметить, что передовые страны частично уже реализуют развитие экономики с учётом экономически ориентированных параметров.

В последнее время обострилась ситуация в окружающей среде. Климатические аномалии, глобальные катаклизмы и катастрофы уничтожение естественных защитных природных регуляторов восстановления окружающей среды ставит перед мировым сообществом поиск путей преодоления вызовов и угроз возможных событий.

Стратегия экономического развития включает решение указанных проблем в новых природоохранных законах.

Так в ЕС на саммите в Брюсселе в декабре 2008 года принято постановление о повышении эффективности экономики на основе увеличения использования энергии из возобновляемых источниках и снижению выбросов углекислого газа.

Швеция намерена стать первой страной не использующей нефть в качестве источника энергии.

В США принят Закон о чистой энергии и безопасности. (American Clean Energy and Security Act).

Реализуются законодательные инициативы по природоохранным мерам в Японии и Китае на базе активной экологической политике.

Собственно экономический вектор экономии роста без нанесения ущерба окружающей среде реализуется, вернее должен реализоваться, на основе практического и государственного подхода.

Например, считается доказанным получение выгод не только производителями но и соответственно государствами, в которых был зарегистрирован от развития рынка новых чистых технологий. По оценке экспертов отрасли и компании производящие такую технологию выйдут в лидеры мировой экономики.

Государственное участие при этом предусматривает реализацию спектра директивных и экономических мер в области природоохраны.

Так, для борьбы с глобальным потеплением выделяются квоты, вводятся повышенные тарифы на реализацию своей продукции для производителей, поставляющих в энергосистему электричество из возобновляемых источников и т.д. Для реализации экономического роста проводятся налогово-бюджетные реформы.

Особое внимание уделяется так называемым "экологическим инновациям". Данное определение этому понятию, используемое в экотехнологическом плане действия ЕС, мы сформулируем следующим образом: "Экологические инновации - производство и использование новшеств, а также усовершенствование имеющихся технологий и продукции охраняющих природу или минимизирующий наносимый ей вред и ущерб".

Интересным, по нашему мнению, в развитии экологических инноваций, является формирование мирового экологического рынка, предметом купли-продажи на котором являются энергоэффективные товары и технологии, услуги, научно-исследовательские и проектные материалы.

В настоящее время уже можно оценить результаты инновационной деятельности отдельных стран и компаний. Например, в Финляндии доходы от экспорта инновационных энерготехнологий в два раза превышают расходы на импорт нефти.

Экологические инновации всё больше используются в фармацевтической промышленности. Биотехнологические исследования, позволившие улучшить качество воды и, следовательно, экологическую ситуацию в отдельных развивающихся странах.

Рассмотренные вопросы далеко не исчерпывают проблем требующих решения для преодоления финансового кризиса, выхода из рецессии и определения новой экономической политики.

Решающим фактором при оценке экономических реформ и нововведений могут служить социальные и политические процессы, сокрушающие любые теории и намерения.

Главными направлениями совершенствованиями экономики, по нашему мнению, являются:

- определение характеристик и признаков возникновения кризисов с целью предотвращения или ослабления их воздействия;

- поиск так называемых инклюзивных, т. е. выгодных для всех участников форм и методов экологического взаимодействия;

- создание резервов и фондов, назовём их "подушками безопасности", сохраняющих дееспособным экономический механизм;

- реформирование национальных экономик с целью обеспечения их защищённости и способности противостоять сохранившимся и полным сил устремлениям финансовых и спекулятивных структур, воздействующих на мировую экономику.

Хочется надеяться, что великая рецессия ушла. Однако, не везде и не для всех. Бизнес на формирующихся рынках в Китае, Индии, Бразилии находился и находится в благополучном состоянии. У них уже реализуются посткризисные стратегии роста и если в Европе, Германии, Швеции, демонстрируют оптимизм, то Греция на грани отчаяния. Испания, Португалия в тревоге. Нет уверенности в завтрашнем дне.

Согласно прогнозам, не следует ожидать серьёзного улучшения экономической ситуации. Звучат предупреждения о второй волне кризиса и о двойной рецессии. А международный валютный фонд предсказывает подъём экономики.

Одни называют такое положение "Великой неопределённостью", другие Ernst& Young"Новой нормальностью". Но на успех могут рассчитывать лишь те, кто обладает способностью выживания и освоение нововведений.

http://www.mvus.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=87:2011-07-02-18-56-49&catid=1:articles&Itemid=5


Bibliography:


Reference

The problems of old - new problems // Ноосфера. Общество. Человек. – 2012. – № 6;
URL: www.es.rae.ru/noocivil/en/225-1022 (Date Access: 23.11.2024).


Embed on your website or blog

Viewed articles

Today: 1159 | Week: 1159 | Total: 2947


Comments (0)


Яндекс.Метрика