Keywords:Economic Science. Logic. Dialectic. The economic activity.
Предисловие.
В настоящее время мир науки переживает сложный момент. Стало совершенно очевидно, что почти никакие самые новые теории не могут претендовать на ту фундаментальность и нетленность, которые были присущи науке 19 и 20 веков. Наиболее отчетливо эта тенденция наблюдается в экономической науке. Это проявляется в следующем.
Первое – забвение великих экономистов прошлого. Например, сейчас уже никому не интересны работы, теории и модели первого поколения лауреатов Нобелевской премии по экономике. Имена Р.Фриша, Я.Тинбергена, В.Леонтьева и многих других уже не фигурируют в исследованиях современных экономистов; если такое и происходит, то это скорее дань общей научной этике, предполагающей указание предшественников. Даже теория Дж.М.Кейнса уже, можно сказать, поблекла, ибо все ее упоминания происходят либо в учебных целях, либо в таком интерпретированном виде, что на самом деле это уже совсем другие теории. Работы классиков политической экономии уже настолько устарели, что представляют интерес лишь для историков экономической мысли. Все это говорит о том, что «старые» работы экономистов совершенно не соответствуют сегодняшней реальности, в связи с чем и «уходят» из рабочего инструментария.
Второе – огромное и постоянно увеличивающееся количество экономических теорий и моделей. Само наличие такого числа «достижений» экономической науки свидетельствует о том, что все они носят частный характер и не обладают той универсальностью, которая позволила бы перейти от процесса разработки новых теорий к стадии адаптации и доработки их базовых версий. В экономической теории все настойчивей дает о себе знать институциональный фактор. Сейчас уже очевидно, что помимо чисто экономических факторов (труд, капитал, информация, знания, природные ресурсы и т.п.) огромное значение имеют формальные и неформальные институты, которые замерить довольно сложно, а иногда и просто невозможно. Институциональный фактор можно отразить только посредством выявления неких нестандартных связей между системными элементами, описание которых представляет собой сложную технологию, основанную, в том числе на логике. Новшество современности, связанное с необходимостью встраивания в экономические модели фактора «институциональной оболочки», предполагает, что современные моделисты должны быть не просто хорошими современными инженерами, но они должны быть одновременно еще и логиками. Они должны очень широко смотреть на экономические проблемы, иметь обширные знания в смежных науках и уметь в рамках компьютерных моделей интегрировать разрозненные, плохо сопоставимые факторы: информационные, экономические, социальные, психологические, правовые, исторические и т.д. Таким образом, искусство построения современных экономических моделей, как это ни парадоксально, предъявляет повышенные требования именно к гуманитарному образованию. Если раньше прикладные исследования основывались на применении уже готовых моделей, то сейчас они требуют разработки новых моделей. Соответственно раньше экономисты изучали различные модели и учились их правильно использовать, то теперь они должны учиться строить их в зависимости от потребностей и условий. Сейчас принято говорить о возрастании роли контекста. Именно контекстное моделирование и является вызовом и требованием современности. Умение правильно учитывать контекст на базе знания технологий моделирования предъявляет повышенные требования не только к базовой подготовке экономистов, но и к их интуиции. Если овладение технологиями моделирования выдвигает особые требования к профессиональной подготовке специалистов, то умение «встраивать» эти технологии в конкретный контекст требует развитой интуиции. А это уже некое новое качество специалиста и достичь его на базе старой системы высшего образования нельзя. По сути дела речь идет о необходимости пересмотра процесса обучения по философским и методологическим дисциплинам. Дефицит логической культуВры в любых областях гуманитарной деятельности стаВновится все более ощутимым. Невозможно преодолеть догматизм и декларативность мышления, демагогию и резонерство в сфере интеллектуальной практики, не изучив теоретические основания логиВки, научиться сознательно испольВзовать ее в практике. Тот факт, что в России как нигде вольготно чувствуют себя демагоги и мистификаторы, обусловлен явным пробелом в логическом образовании населения России. Наверное, невозможно найти человека, который никогда не допускал бы в своих рассуждениях логических ошибок. И было время, когда анализ логических ошибок в рассуждениях оппонентов играл немалую роль в науке и образовании. Но в XX столетии эта роль заметно потускнела. Логика замкнулась в себе и перестала быть понятной для многих. Логико-методологическая образованность специалиста в области гуманитарных наук не просто дополняет его профессиональную культуру и компеВтентность, но и демонстрирует качественный уровень профессионализма. Изучение логики предполагает развитие аналитического стиля и праксеологического опыта интеллектуальной деятельности до строго систематизированных форм, укрепление навыков эффективного применения лоВгических знаний в практике правового, политическоВго и социального общения. Было бы грубой ошибкой не видеть тех общих методологических моментов, которые роднят экономическую науку с логикой, философией, диалектикой. Следует сразу оговориться, что личных принципиальных идей автора в данной работе будет немного. Напротив, в большинстве случаев здесь фигурируют устоявшиеся определения, термины, дефиниции, сентенции и ссылки на авторитетные мнения традиционно признанных научных корифеев. Символические средства, широко используемые современной логикой, здесь сведены к минимуму. Такой подход представляется вполне оправданным, так как позволяет системно и компактно представить возможные точки инструментального применения Логики в экономической науке, чем и определяется актуальность и значимость данной книги.
ПРИКЛАДНАЯ ЛОГИКА
в экономической деятельности
Оглавление
Предисловие. 1.Наука как процесс познания/ Вселенская диалектика логики. Единство диалектики, логики и познания.
Законы диалектической логики. Диалектика соответствия производительных сил и производственных отношений. Применение логики в экономике. Анализ и синтез. 2.Инструментарий логики/ Определение логики. Понятия и термины. Логические категории. Познание и суждение. Отношение между подлежащим и сказуемым. 3. Законы мышления/Непосредственные и дедуктивные умозаключения. Силлогизм. Индукция. Методы индуктивного исследования. Роль дедукций. Гипотезы в науке. Классификации, обобщения и аналогии. Доказательство, метод и система. О логических ошибках. 4. Экономическая деятельность: праксеология/ Методологический индивидуализм. Как работает рыночная экономика. Управление в системе, ориентированной на получение прибыли. Праксеологическая экономика и математическая экономика. Праксеология как метод политэкономии.5. Отраслевое применение логики/ 6.Приложение. Ссылки/ 7.Литература
--------------------------------
Journal "Noosphere. Company. Man ' (Noosphere Civilization)
Журнал «Ноосфера. Общество. Человек» (Ноосферная цивилизация)
На Латинице-Zhurnal «Noosfera. Obshchestvo. Chelovek» (Noosfernaya tsivilizatsiya)