RUSENG
Scientific Journal
Navigation

Earth Science
HOMO SAPIENS FABER. THE GENIUS OF VERNADSKY

Летопись борьбы общества с личностью, власти с талантом, бездарности с одарённостью.

The story of the struggle of the company with the personality of the authorities with the talent, lack of talent with gifted children.

Тематическая реферативная подборка из публикаций Генриха Грузмана в журнале ТОПОС.

Thematic abstract compilation of publications Henry Грузмана in the journal TOPOS.

Feci quod potui, faciant meliora potentes (я сделал, что мог, и пусть кто может, сделает лучше).

http://www.topos.ru/article/4399


Согласованность с политикой редакции журнала ТОПОС: «Редакция не имеет ничего против перепечатки материалов журнала ТОПОС в некоммерческих изданиях с упоминанием имени автора, а также со ссылкой на журнал ТОПОС и адрес www.topos.ru. При перепечатке нашего материала на www необходимо указать также адрес (url) первоначальной публикации материала.»

Загубленные гении России №1. Академик В.И.Вернадский – Homo sapiens faber

 

Генрих Грузман (01/02/2006)

 

Загубленные гении России №1

Академик В.И.Вернадский – Homo sapiens faber

«Недоверие – это клеймо дураков! Когда к вашим ногам кладут великие
открытия, у вас не хватает чутья, не хватает воображения, чтобы
осмыслить. Вы способны только поливать грязью людей, которые рисковали
жизнью, завоёвывая новые просторы науки, Вы поносите пророков!» /Артур Конан Дойл/

Непризнанными и загубленными гениями усеян весь исторический путь
России, и они слагают едва ли не самую значительную особенность
её исторической судьбы. Эта тема неохватна и из необъятного числа
таких русских гениев я выбрал лишь одну, но самую таинственную,
категорию: гениев русской науки, загубленных в наши дни.

http://www.topos.ru/article/4396

Загубленные гении России №2. Академик В.И.Вернадский – Homo sapiens faber (продолжение)

 

Генрих Грузман (03/02/2006)

Загубленные гении России №2

Академик В.И.Вернадский – Homo sapiens faber (продолжение)

2. Теория биосферы земли В.И. Вернадского

«Биосферой» великий геолог Эдвард Зюсс назвал область обитания
живого вещества планеты, и с тех пор биосфера существовала в качестве
рядового структурного элемента концентрически-оболочечного строения
земного шара наряду с земной корой, мантией и земным ядром, отличаясь
лишь крайним периферийным положением по отношению к центру Земли,
который служит началом системы координат в классической геологии.
Хотя сентенция о биосфере по признаку происхождения вышла из чрева
геологии, но под воздействием проникающей способности своего подхода
Вернадский безмерно расширил познавательные рамки биосферы далеко
за пределы геологической науки, включив в её сферу биологию и
астрономию, сделав теорию биосферы опорным стержнем неклассического
естествознания. В советской науке на это обстоятельство обратил
внимание только академик Б.С.Соколов, который писал: «Величайшая
заслуга Вернадского в том, что он, используя, по существу, весьма
образную метафору, вложил в понятие «биосфера» совершенно новый
смысл. Его учение о биосфере – несомненно, одно из крупнейших
обобщений естествознания XX в. Ни Ж.Б. Ламарк, ни Э.Зюсс, ни Й.
Вальтер – никто из естествоиспытателей XIX в., рассуждавших о
«сфере жизни», даже в отдалённой мере не мог предвидеть фундаментального
значения развившегося позднее понятия биосферы для жизни современного
человечества. Оно неизмеримо шире таких расплывчатых, хотя и модных
понятий, как «окружающая среда», «географическая оболочка» и .т.п..
Только введя понятия о «былых биосферах», «геологической вечности
биосферы» и одновременно о «пределах биосферы» как пространственно-временном поле существования самой жизни, Вернадский создал новое учение
о биосфере – величайший из синтезов современной науки, открыл
новые пути её всё более глубокого познания. Одновременно это учение
– и современная философия естествознания, и руководство к действию,
т.е. к поведению человека в геобиосферной системе, достигшей за
многие миллионы лет определенного равновесия, устойчивости и надёжности.»
(1988, с.с.7,10).

http://www.topos.ru/article/4403

Загубленные гении России №3. Академик В.И.Вернадский – Homo sapiens faber (окончание)

 

Генрих Грузман (07/02/2006)

Загубленные гении России №3

Академик В.И.Вернадский – Homo sapiens faber (окончание)

3. Учение о ноосфере земли В.И. Вернадского

Строгие науковеды не решились бы совокупность знаний о ноосфере,
сообщаемых Вернадским, назвать учением в общезнаемом
виде как систематизированном своде суждений и умозаключений, связанных
посредством логического выведения. Представляемые Вернадским ноосферные
знания и не могут быть оценены в системе традиционных измерителей
духовных ценностей, ибо получены они с помощью нетрадиционных
средств: квазиоткровенного мышления и научного мировоззрения русской
духовной формации. Это значит, что некоторые теоретические концепты
Вернадского, имеющие значение системообразующих суждений, вовсе
не обладают рангом таковых в разрезе академических науковедческих
требований социального института. К числу таковых относится методологическое
обобщение Вернадского установочного типа: «Реально это единство
человека, его отличие от всего живого, новая форма власти живого
организма над биосферой, большая его независимость, чем всех других
организмов от её условий, является основным фактором, который
в конце концов выявился в геологическом эволюционном процессе
создания ноосферы» (1989, с.194). «Единство человека», под которым
Вернадский понимает целостный приоритет человеческого
фактора
в биосфере, показывает, что учёный вовсе не
расширяет поле предикации академической науки о человеке – антропологии
на естествознание, а имеет в виду особое качество человека – человека
как духовную категорию, как носителя и создателя научной мысли.
Это духовное предпочтение Вернадского, культивируемое им в материалистическом естествознании, выставляется социальным институтом наибольшим заблуждением учёного, попыткам очищения от которого посвящены par excellence (по преимуществу) многочисленные интерпретации
и экзегетические обзоры сочинений Вернадского в советской науке.

Методологическим новшеством в учении Вернадского необходимо считать
выведение нового параметра эволюции, взятого из арсенала пульсационной
механики, – динамического состояния; то есть, фактором эволюции, по Вернадскому, служит не внешние активы и источники, а неумолкающий внутренний пульс системы, имеющий в биосфере трёхчленное строение. Учёный пишет: «Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого,приближаемся и есть «ноосфера» (1988, с.503; выделено мною – Г.Г.). Этим прежде всего удостоверяется исторический
характер ноосферы. После того, как новое динамическое
состояние
планетарной системы породило биосферу с живой
жизнью, Вернадский прорицает исторически новое динамическое
состояние
, но уже биосферы, – ноосферы и нового
ведущего – человека. Вернадский настойчиво взывает
к пониманию того, что переход от биосферы к ноосфере суть процесс
природный и естественный, осуществляемый со стихийной необходимостью,
но базой этого процесса служит духовный рост человека.
В свете этого требуется произвести уточнение понятийной и терминологической базы учения, чего Вернадский, по понятным причинам, сделать не мог. Логика помышлений Вернадского предусматривает, что пульсация динамических состояний земной материи непосредственно производит

НЕ биосферу

и НЕ ноосферу,

а, в первом случае, «монолит жизни»
или живое вещество, которое в силу закона живой жизни формирует
среду своего обитания – биосферу, а, во втором случае, человека,
но не первородного гоменоида, а мыслящего существа,
средой обитания которого предназначается творимая им посредством
того же закона, ноосфера как сфера разума. В условиях
жесткого прессинга головной догмы социального института – первичность
материи и вторичность сознания
– Вернадский не мог высказать
вслух своих мыслей о когнитивном превосходстве нематериальной
инстанции. Но это не должно означать, что с появления ноосферы
отмирает биосфера как таковая или же ноосфера, как новая оболочка,
покоится на биосферном субстрате, – а значить это должно только
одно: ноосфера суть стадия развитой биосферы и одновременно
развитого человека.

http://www.topos.ru/article/4420

 

Journal "Noosphere. Company. people '

Noosphere.society.people.ru.

(Noosphere Civilization)

Журнал «Ноосфера. Общество. Человек»

 (Ноосферная цивилизация. Noospheric civilization)

«Noosfera. Obshchestvo. Chelovek»

 

http://noocivil.esrae.ru/

 

Сайт-зеркало

http://noocivil2012.jimdo.com/

Спутник Академии.SPUTNIK Academy

http://rae2012.jimdo.com/

electronic scientific journal «Noosphere. Society. people»;


Bibliography:
The story of the struggle of the company with the personality of the authorities with the talent, lack of talent with gifted children.

Reference

HOMO SAPIENS FABER. THE GENIUS OF VERNADSKY // Ноосфера. Общество. Человек. – 2012. – № 12;
URL: www.es.rae.ru/noocivil/en/201-897 (Date Access: 17.05.2024).


Embed on your website or blog

Viewed articles

Today: 941 | Week: 941 | Total: 3049


Comments (0)


Яндекс.Метрика