Согласованность с политикой редакции журнала ТОПОС: «Редакция не имеет ничего против перепечатки материалов журнала ТОПОС в некоммерческих изданиях с упоминанием имени автора, а также со ссылкой на журнал ТОПОС и адрес www.topos.ru. При перепечатке нашего материала на www необходимо указать также адрес (url) первоначальной публикации материала.»
Загубленные гении России №1. Академик В.И.Вернадский – Homo sapiens faber
«Недоверие – это клеймо дураков! Когда к вашим ногам кладут великие
открытия, у вас не хватает чутья, не хватает воображения, чтобы
осмыслить. Вы способны только поливать грязью людей, которые рисковали
жизнью, завоёвывая новые просторы науки, Вы поносите пророков!» /Артур Конан Дойл/
Непризнанными и загубленными гениями усеян весь исторический путь
России, и они слагают едва ли не самую значительную особенность
её исторической судьбы. Эта тема неохватна и из необъятного числа
таких русских гениев я выбрал лишь одну, но самую таинственную,
категорию: гениев русской науки, загубленных в наши дни.
Академик В.И.Вернадский – Homo sapiens faber (продолжение)
2. Теория биосферы земли В.И. Вернадского
«Биосферой» великий геолог Эдвард Зюсс назвал область обитания
живого вещества планеты, и с тех пор биосфера существовала в качестве
рядового структурного элемента концентрически-оболочечного строения
земного шара наряду с земной корой, мантией и земным ядром, отличаясь
лишь крайним периферийным положением по отношению к центру Земли,
который служит началом системы координат в классической геологии.
Хотя сентенция о биосфере по признаку происхождения вышла из чрева
геологии, но под воздействием проникающей способности своего подхода
Вернадский безмерно расширил познавательные рамки биосферы далеко
за пределы геологической науки, включив в её сферу биологию и
астрономию, сделав теорию биосферы опорным стержнем неклассического
естествознания. В советской науке на это обстоятельство обратил
внимание только академик Б.С.Соколов, который писал: «Величайшая
заслуга Вернадского в том, что он, используя, по существу, весьма
образную метафору, вложил в понятие «биосфера» совершенно новый
смысл. Его учение о биосфере – несомненно, одно из крупнейших
обобщений естествознания XX в. Ни Ж.Б. Ламарк, ни Э.Зюсс, ни Й.
Вальтер – никто из естествоиспытателей XIX в., рассуждавших о
«сфере жизни», даже в отдалённой мере не мог предвидеть фундаментального
значения развившегося позднее понятия биосферы для жизни современного
человечества. Оно неизмеримо шире таких расплывчатых, хотя и модных
понятий, как «окружающая среда», «географическая оболочка» и .т.п..
Только введя понятия о «былых биосферах», «геологической вечности
биосферы» и одновременно о «пределах биосферы» как пространственно-временном поле существования самой жизни, Вернадский создал новое учение
о биосфере – величайший из синтезов современной науки, открыл
новые пути её всё более глубокого познания. Одновременно это учение
– и современная философия естествознания, и руководство к действию,
т.е. к поведению человека в геобиосферной системе, достигшей за
многие миллионы лет определенного равновесия, устойчивости и надёжности.»
(1988, с.с.7,10).
Академик В.И.Вернадский – Homo sapiens faber (окончание)
3. Учение о ноосфере земли В.И. Вернадского
Строгие науковеды не решились бы совокупность знаний о ноосфере,
сообщаемых Вернадским, назвать учением в общезнаемом
виде как систематизированном своде суждений и умозаключений, связанных
посредством логического выведения. Представляемые Вернадским ноосферные
знания и не могут быть оценены в системе традиционных измерителей
духовных ценностей, ибо получены они с помощью нетрадиционных
средств: квазиоткровенного мышления и научного мировоззрения русской
духовной формации. Это значит, что некоторые теоретические концепты
Вернадского, имеющие значение системообразующих суждений, вовсе
не обладают рангом таковых в разрезе академических науковедческих
требований социального института. К числу таковых относится методологическое
обобщение Вернадского установочного типа: «Реально это единство
человека, его отличие от всего живого, новая форма власти живого
организма над биосферой, большая его независимость, чем всех других
организмов от её условий, является основным фактором, который
в конце концов выявился в геологическом эволюционном процессе
создания ноосферы» (1989, с.194). «Единство человека», под которым
Вернадский понимает целостный приоритет человеческого
фактора в биосфере, показывает, что учёный вовсе не
расширяет поле предикации академической науки о человеке – антропологии
на естествознание, а имеет в виду особое качество человека – человека
как духовную категорию, как носителя и создателя научной мысли.
Это духовное предпочтение Вернадского, культивируемое им в материалистическом естествознании, выставляется социальным институтом наибольшим заблуждением учёного, попыткам очищения от которого посвящены par excellence (по преимуществу) многочисленные интерпретации
и экзегетические обзоры сочинений Вернадского в советской науке.
Методологическим новшеством в учении Вернадского необходимо считать
выведение нового параметра эволюции, взятого из арсенала пульсационной
механики, – динамического состояния; то есть, фактором эволюции, по Вернадскому, служит не внешние активы и источники, а неумолкающий внутренний пульс системы, имеющий в биосфере трёхчленное строение. Учёный пишет: «Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого,приближаемся и есть «ноосфера» (1988, с.503; выделено мною – Г.Г.). Этим прежде всего удостоверяется исторический
характер ноосферы. После того, как новое динамическое
состояние планетарной системы породило биосферу с живой
жизнью, Вернадский прорицает исторически новое динамическое
состояние, но уже биосферы, – ноосферы и нового
ведущего – человека. Вернадский настойчиво взывает
к пониманию того, что переход от биосферы к ноосфере суть процесс
природный и естественный, осуществляемый со стихийной необходимостью,
но базой этого процесса служит духовный рост человека.
В свете этого требуется произвести уточнение понятийной и терминологической базы учения, чего Вернадский, по понятным причинам, сделать не мог. Логика помышлений Вернадского предусматривает, что пульсация динамических состояний земной материи непосредственно производит
НЕ биосферу
и НЕ ноосферу,
а, в первом случае, «монолит жизни»
или живое вещество, которое в силу закона живой жизни формирует
среду своего обитания – биосферу, а, во втором случае, человека,
но не первородного гоменоида, а мыслящего существа,
средой обитания которого предназначается творимая им посредством
того же закона, ноосфера как сфера разума. В условиях
жесткого прессинга головной догмы социального института – первичность
материи и вторичность сознания – Вернадский не мог высказать
вслух своих мыслей о когнитивном превосходстве нематериальной
инстанции. Но это не должно означать, что с появления ноосферы
отмирает биосфера как таковая или же ноосфера, как новая оболочка,
покоится на биосферном субстрате, – а значить это должно только
одно: ноосфера суть стадия развитой биосферы и одновременно
развитого человека.