RUSENG
Scientific Journal
Navigation

Philosophy Of Science
V.S. Soloviev. - The economic question from an ethical point of view. Justification of the good

В.С. Соловьёв.-Экономический вопрос с нравственной точки зрения//

Оправдание добра/Сочинения в двух томах. – Т.1. – М.: Мысль, 1988. Глава шестнадцатая.//«Экономика - вне нравственности, такой принцип провозглашает «рыночная» политэкономия. Антропологическое основание такого утверждения она видит в самой природе человека, именно в том, что человек, якобы, стремится к максимизации пользы и является в этом смысле чем-то вроде машины, удовлетворяющей свои потребности. Но нет никакой необходимости верить этой идеологеме, она всего лишь своеобразный миф западного общества, поддерживающий его концептуальные основания.В русском сознании существовала идеологема прямо противоположная: основание всему – начала нравственные.»»

 V.S. Soloviev. - The economic question from an ethical point of view//

Justification of the good/selected Works in two volumes. - Vol.1. - M.: The idea, 1988. Chapter XVI.//«The economy is outside of morality, the principle proclaims «the market» political economy. The anthropological basis for such an assertion she sees in the very nature of man, that man, allegedly, seeks to maximize the benefits and is in this sense, something like a car that meet their needs. But there is no need to believe this идеологеме, she just kind of a myth of Western society that supports its conceptual basis. In the Russian consciousness existed idea is just the opposite: the Foundation of all - the beginning of the moral.»»

I

 Если бы люди и народы научились ценить чужие национальные особенности, как свои собственные, если бы, далее, в каждом народе преступные личные элементы были по возможности исправлены перевоспитанием и разумною опекой с полным упразднением всех остатков уголовной свирепости, этим нравственным решением вопроса национального и вопроса уголовного не была бы еще устранена важная причина и народной вражды, и преступности — причина экономическая.

За что американцы главным образом ненавидят китайцев? Конечно, не за их косы и не за мораль Конфуция, а за опасное соперничество в области материального труда. То, за что преследуют китайских рабочих в Калифорнии, за то же самое бьют итальянцев в южной Франции, Швейцарии, Бразилии. И точно так же движение против евреев, каковы бы ни были его глубочайшие причины, явную опору и видимое объяснение находит в соображениях экономических.— Что касается до личной преступности, то она хотя и не рождается, но по большей части питается и поддерживается средою нищеты, чрезмерного механического труда и неизбежного в этой среде одичания, так что и самые разумные и человеколюбивые пенитенциарные воздействия на личность отдельных преступников в общем оказались бы малоуспешными. Это дурное воздействие экономических условий современного человечества на состояние национального и уголовного вопроса зависит, конечно, от того, что это положение само по себе страдает нравственным недугом. Его ненормальность обнаруживается в самой экономической области, поскольку здесь все более и более выступает вражда общественных классов из-за имуществ, грозящая во многих странах Западной Европы и Америки открытою борьбою не на живот, а на смерть.

Для человека, стоящего на нравственной точке зрения, так же невозможно принимать участие в этой социально-экономической вражде, как и во вражде между нациями и племенами. И вместе с тем невозможно для него оставаться равнодушным к материальному положению его ближних. Если элементарное нравственное чувство жалости, получившее свою высшую санкцию в евангелии, требует от нас накормить голодного, напоить жаждущего и согреть зябнущего1, то это требование, конечно, не теряет своей силы тогда, когда эти голодные и зябнущие считаются миллионами, а не единицами. И если я один этим миллионам помочь не могу, а следовательно, и не обязан, то я могу и обязан помогать им вместе с другими, моя личная обязанность переходит в собирательную — не в чужую, а в мою же собственную, более широкую обязанность, как участника в собирательном целом и его общей задаче. Самый факт экономических бедствий есть свидетельство, что экономические отношения не связаны как должно с началом добра, не организованы нравственно. Целая мнимонаучная школа экономических анархистов-консерваторов прямо отрицала и еще отрицает, хотя без прежней самоуверенности, всякие этические начала и всякую организацию в области хозяйственных отношений, и ее господство немало способствовало возникновению анархизма революционного. С другой стороны, многочисленные разновидности социализма, не только радикального, но и консервативного, более обнаруживают присутствие болезни, нежели представляют действительные средства исцеления.

Несостоятельность ортодоксальной политической экономии (либеральной или, точнее, анархической) заключается в том, что она отделяет принципиально область хозяйственную от нравственной, а несостоятельность всякого социализма заключается в том, что он допускает между этими двумя различными, хотя и нераздельными областями более или менее полное смешение, или ложное единство. 

((Институт русской цивилизации (сокр.название - Русский институт) – создан в октябре 2003 г. для осуществления идей и в память великого подвижника православной России митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Предшественником института был научно-исследовательский и издательский центр «Энциклопедия русской цивилизации» (1997–2003).
Целью института является творческое объединение ученых и специалистов, занимающихся изучением истории и идеологии русского народа, проведение научных исследований, конференций, семинаров и систематизация знаний по всем вопросам русской цивилизации, истории, философии, этнографии, культуры, искусства и других научных отраслей, связанных с жизнедеятельностью русского народа с древнейших времен до начала ХХI века. Приоритетным направлением деятельности института является создание 30-ти томной «Энциклопедии русского народа», а также научная подготовка и публикация самых великих книг русских мыслителей отражающих главные вехи в развитии русского национального мировоззрения и противостояния русских силам мирового зла, русофобии и расизма.

 

Institute of Russian civilization (сокр.название - Russian Institute) was founded in October 2003, for the implementation of ideas and in the memory of the great ascetic Orthodox Russia Metropolitan of St. Petersburg and Ladoga John (Снычева). The predecessor of the Institute is research and publishing center «encyclopedia of the Russian civilization» (1997-2003).

The aim of the Institute is a creative Association of scientists and specialists involved in the study of the history and ideology of the Russian people, carrying out of scientific researches, conferences, seminars and systematization of knowledge on all issues of the Russian civilization, history, philosophy, Ethnography, culture, art, and other scientific branches, connected with the life of the Russian people from the most ancient times prior to the beginning of the XXI century. The priority direction of activity of the Institute is the creation of the 30-day volume «Encyclopedia of the Russian people», as well as academic preparation and publication of the greatest books of Russian philosophers reflecting the main milestones in the development of Russian national ideology and background of Russian forces of evil of the world, Russophobia and racism.

Copyright Institute of the Russian civilization, 2012.

http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=2&id=7556&tm=19

 


Bibliography:


Reference

V.S. Soloviev. - The economic question from an ethical point of view. Justification of the good // Ноосфера. Общество. Человек. – 2012. – № 12;
URL: www.es.rae.ru/noocivil/en/201-1034 (Date Access: 18.05.2024).


Embed on your website or blog

Viewed articles

Today: 1042 | Week: 1042 | Total: 3080


Comments (0)


Яндекс.Метрика