RUSENG
Scientific Journal
Navigation

Philosophy Of Science
Age of science as a religion

Век науки как религии
Age of science as a religion
 
 Велимир АБРАМОВИЧ _Velimir Abramovič 
Velimir Abramovic
- доктор философии науки (физики и математики), член Европейской Академии наук, экс-директор Музея Николы Тесла в Белграде (Сербия), создатель журнала «Теслиана», автор оригинальной концепции времени, профессор Университета искусств Белграда, автор более чем полусотни книг и статей - г. Белград (Сербия) 
 
  Velimir Abramovich _Velimir Abramovič
Velimir Abramovic
- Doctor of Philosophy of Science (Physics and Mathematics), a member of the European Academy of Sciences and former director of the Museum of Nikola Tesla in Belgrade (Serbia), founder of the magazine "Tesliana", the author of the original concept of time professor at the University of Arts in Belgrade, the author of more than fifty books and articles - Belgrade (Serbia)
 
Способно ли современное общество преобразовать свое трансцендентальное верование в форму метафизики точных наук, которая действовала бы и в политике, и в социологии, и в психологии?
Can the modern society to transform their belief in the transcendental form of metaphysics of the exact sciences, which would operate in politics and sociology, and psychology?
 
 
Предлагаемая статья Велимира Абрамовича, профессора Университета искусств Белграда, известного ученого, автора более чем полусотни книг и статей, посвящена осмыслению проблем мироздания, а также современного их состояния. Эта работа — наглядное свидетельство тому, насколько к концу XX века велико стремление у думающего и чутко воспринимающего человека понять то общее, что глубинно связывает науку, философию и религию, переживающих в наше время определенный кризис. Однако есть надежда на скорый планетарный ренессанс. Системный подход, синергетическое мышление — вот те грани сегодняшних научных достижений, которые иллюстрируют эту тенденцию. И если в XIX веке подобные идеи интересовали лишь немногих, а формулировались избранными, то к концу XX века они становятся подлинно глобальными, овладевая умами столь многих, что начинают оформляться в новую научную парадигму.
Век науки как религии
В настоящее время основную роль в процессе трансформации общества, в котором ведущей станет научная мысль, играет не философия, а точнее, не какое-то одно из достаточно глубоких умозрительных учений о бытие, способных установить основы смысла жизни общества и индивидуума, смысла научного развития, этики и эстетики. Если мы выберем в качестве отправной точки оставшееся без должного внимания убеждение Эйнштейна, что «физика является онтологической наукой» (иначе говоря наукой о бытие), то очень скоро поймем: для того, чтобы понять сущность нашей цивилизации, базирующейся на технологиях, чтобы сознательно управлять ее процессами, требуется универсальная мысль, или единство гуманитарных и точных наук, их синтез в Новой онтологии. Каковы же возможности построения Новой онтологии и формирования более глубокого уровня мышления современной теоретической физики и какими будут последствия такого подхода для социальной, психологической и технической систем?
Если смотреть с исторической точки зрения, то индустриальные революции XIX века, рациональная и эмпирическая идеи, набиравшие силу параллельно с ними, а также философия позитивизма значительно изменили расстановку акцентов в восприятии человеком науки и религии. Люди стали больше доверять эксперименту и прикладной науке, нежели религиозным аллегориям и мифам. Научные озарения в сравнении с религиозными и духовными порывами были сильным велением времени, что проявлялось даже в области чистого спиритуализма. Так, например, Вильям Крук (William Crooces), известный английский ученый, десятки лет, с 1869 года до своей смерти (1918), проводил испытания медиумов, пытаясь с позиций именно физики установить научную истину о действии психических сил. Преобладание позитивизма в философии — идентификация духа и материи, сведение науки к чувственному восприятию, чисто индуктивная логика, физикализм и т.д. — часто подвергались критике. Да, но насколько глубоко?
Очевидно, что современная теоретическая физика все серьезнее изучает вопросы бытия, становясь настоящей философией в классическом смысле этого слова. Как когда-то греческие мудрецы, сегодня современные физики занимаются концепциями времени и пространства, основным кирпичиком материи — атомом, единой силой, а наряду с этим рассматривают и сотворение мира, важнейший философский вопрос, на который до сих пор различные учения, в основном религиозные, не дают полного ответа.
В XIX веке Август Комт в своем трактате «Философия позитивизма и позитивистский Катехизис» («Traite de la philosophie positive i Cathechisme positiviste») высказал идею о сотворении универсальной религии человечества, указав на неизменно относительную природу человеческого сознания, на то, что человеческий ум в состоянии познать лишь отношения, а не абсолютные причины и абсолютную субстанцию. Согласно общему мнению, Август Комт в своих работах выразил квинтэссенцию духа французской революции, особенно в своей идее социократии, которая является ключом к целокупной доктрине позитивизма.
Но несмотря на то, что дух французской революции охватил Европу и обеспечил более быстрое развитие экспериментальных наук, в XX веке вопрос «возможно ли заменить религию наукой?» остался открытым. Значение этого вопроса драматически возрастает в современном информационном обществе, опирающемся на научное сознание. Ведется поиск основы, на которой сольются смысл и полезность жизни с работой миллиардов индивидуумов, использующих телекоммуникационные системы и электронику в повседневной жизни. Главное столкновение между Востоком и Западом происходит не в политической или экономической сферах, а в очевидном несогласии духовной и материалистической1 концепций мира, т.е. в необъявленной войне, которую ведут между собой гуманитарные и современные точные науки за преобладание над человеческим сознанием. Вот почему природные законы развития общества, действующие через ту или иную форму государственного организма, сначала проявляются через свободное мышление, литературу и искусство. Вследствие этого в обществе, тяготеющем к научному, во главе эволюции становятся неформальные группы свободных людей, чаще всего институционно неорганизованные и предлагающие собственные программы исследований.
В современном обществе существует пять влиятельных уровней. Первый — военные и университетские институты и организации, где генерируются идеи; второй — службы (в том числе секретные), которые отбирают людей и выбирают идеи для их последующей реализации на практике; третий — религиозные группы, которые объединяют массы и являются фактором стабильности общества; за ними следуют финансовые центры (четвертый уровень), которые подталкивают или блокируют развитие определенных тенденций, вкладывая в них деньги (энергию), как например, в электронику, или отзывая деньги из них, как например, из космической программы, автомобильной промышленности и т.д. Только на этом, четвертом уровне, находятся те, кто политикой занимаются открыто и считают ее своей основной деятельностью. Пятый уровень занимают армия и полиция как инструменты физической коррекции того, что происходит в направлении главной государственной парадигмы.
Совершенно ясно, что подлинный кризис в обществе начинается тогда, когда первый и второй уровни, т.е. теоретико-научный и реализационный, не отвечают своему главному назначению: не трансформируют достаточно глубоко абстрактные природные законы в реальные рычаги общественного развития. Обстоятельством, смягчающим дисфункцию науки (ядерная технология) и религиозных институтов (наивная христианская этика и эсхатология), является глобальная проникаемость и открытость телекоммуникационной системы, которая предоставляет возможность каждому человеку поместить в эту систему свою информацию, а также получить необходимую.
Все более дорогие экспериментальные исследования в науке, дающие, тем не менее, все более скромные результаты, свидетельствуют: нужна новая концепция мироустройства, т. е. новое определение философии научного общества и стратегической цели научного прогресса, что позволило бы открыть ожидаемые и неожиданные фундаментальные области для исследований. Это возможно лишь с помощью рожденной вдохновением философской логики и формирования новой онтологии, которая будет охватывать идеи о бытие, времени, пространстве, материи, а также экспериментально их подтверждать, соединяя таким образом невидимый мир с опытом.
Возникает вопрос, способно ли информационное, точнее, научное общество уже сегодня преобразовать свое трансцендентальное верование в форму метафизики точных наук, которая бы действовала и в политике, и в социологии, и в психологии? Попробуем в общих чертах определить главные ориентиры научного прогресса человечества, те трудно осуществимые цели, которые в серьезной научной дискуссии упоминаются без особого энтузиазма:
а) замена труда человека трудом машин (машины как рабы научного общества; техническо-технологическое рабовладение как мотив развития и проекция конечного результата исследований в робототехнике, кибернетике и электронике);
б) консервация человека как живой системы (в физическом смысле);
в) построение модели человеческого мозга;
г) открытие бесконечного источника энергии, не подлежащей конверсии, так называемой «чистой энергии», которая производит работу без изменения своей собственной формы.
Можно представить, что имеются онтологические отношения между гуманитарными и точными науками, т.е. однозначная связь их основных понятий. Эти отношения отражают наиболее сущностный уровень космологических причин, которые объединяют в единые программы изучения такие области, как психологию и квантовую механику, Евклидову геометрию и этику, теорию чисел и политику.
Если упомянутые отношения наиболее глубинных понятий точных и гуманитарных наук примем как свойство физического континуума2, значит согласимся с моделью реального континуума3; тогда можно построить космологию, начав от бесконечного бытия, моделью которого является небытие, или, что лучше, — точка, не имеющая ни частей, ни протяженности, т. е. являющаяся непространственной. Последствия подобного подхода4 многочисленны: проявились бы скрытые составляющие отдельных областей знаний человека. Например, выявилось бы, что теоретическая экономика изучает комбинированную проблематику психологии (спрос на товары), термодинамики (рынок, действие закона стоимости, отношения деньги—товар) и физики (новые концепции пространства, времени и материи, дающие возможность использовать альтернативные энергетические источники и осваивать передовые технологии, что на экономику оказывает решающее воздействие). Затем могло бы обнаружиться, что политическая философия занимается не чем иным, как испытанием основополагающих законов физики на социальном уровне, а неврология и психология — тем же на уровне индивидуума5, ибо, судя по всему, в составе и работе человеческого мозга нет «нефизических» элементов, равно как и в человеческом обществе.
Если целостную реальность представим составной, а в качестве ее самого главного, самого простого и одновременно самого мощного слоя возьмем информацию (в физике — это, например, скрытый порядок Дэвида Бома6), то получим общую основу для исследования так называемых духовного и материального миров. Соотношение информация — энергия — материя обладает временным свойством. Информация проявляется со временем, а потому можно думать, что на энергию и материю информация никогда не влияет из будущего, значит абстрактное царствует над конкретным, принципы управляют материей, или информация управляет физической реальностью.
Для того чтобы современная глобальная цивилизация обнажила сущность своей непровозглашенной философии и познала законы, общие для точных и гуманитарных наук, необходимо установить еще более прочную связь с античной греческой доктриной о бытие и единстве. Иначе говоря, этой старой доктрине нужно дать новую интерпретацию. Начиная с математического понятия элейского бытия (Continuum) можно выделять методом дедукции7, а затем проверять на практике (индуктивно) принципы и предложения, которые будут одновременно действительны как для космологии, математики и физики, так и для экономики, этики, политической философии, психологии и т.д. Не слишком ли у нас большие запросы, и не является ли недостижимой данная научная цель? Без сомнения, это весьма тяжелая задача; на половине пути к ее осуществлению остановились и такие величайшие философы, как Платон («Государство» и «Законы»), Лейбниц («Mathesis Universalis») и другие, но, безусловно, это цель, к которой надо стремиться.
Предпримем хотя бы попытку образовать единое понятие математического и физического континуума. И это лишь будет началом, так как отсутствуют многие строгие определения онтологического характера, например, для отношений Continuum—экстенсия, единица— дискреция, время—число8. Кроме того, нет и физической интерпретации нуля, континуума и бесконечности, нет и убедительной генерированной дефиниции чисел, как и ответа на вопрос, в каком смысле они реальны и какова истинная функция чисел в физическом мире. Неясным представляется общее глубинное понятие границы (формы), совсем осталась без внимания позиция формы в физической реальности, т.е. ее физическая интерпретация.
Можно предположить, что методом онтологического объединения всех фактов в конечном итоге мы получим и объяснение многих других отношений, как например, доброты и энергетического равновесия, даже общего понятия зла, импульса изменения (движения), а возможно и объяснение таких сложных явлений, как связь красоты с симметрией (в эстетическом смысле и объективно), цели с гармонией, душевного страдания с искусством и литературой и т.д.
На основе сведения в одно явно различных проблем не родственных наук можно сформулировать метод, ведущий к устранению препятствий на пути формирования универсальной философии точных и гуманитарных наук, что позволило бы нам открыть причины современного преобладания технического и технологического аспектов в мировой культуре. Это обеспечило бы ее развитие с применением всех преимуществ сознательной превентивной коррекции и устранение вредных концепций использования природных ресурсов, чего можно достичь, вероятно, следующим образом: разработкой гипотезы о существовании физического континуума как основной реальности; представлением его свойств в виде ряда доказываемых теорем; формулированием начальных положений единой онтологии точных и гуманитарных наук на основе исключительно «двухвалентной» философской логики9.
Данный вывод напрашивается сам по себе после сравнительного анализа проблематики античной космологической мысли до Сократа, английского и французского эмпиризма и позитивизма (теория общества и философских систем природы XVIII и XIX веков), философии наук и логики (истории математических идей, открытых проблем теоретической физики), истории и философии религии, а особенно — теософии и буддийской традиции, пифагорейской математики, истории развития концепции времени и пространства, философских сочинений Альберта Эйнштейна и эвристического метода Николы Теслы10. Имеются все предпосылки для появления в ближайшем будущем последовательной теории развития техноинформационного общества, основанной на едином решении как вопросов, унаследованных от греческой космологии, так и современных философских проблем теоретической физики. Появляется и потребность в создании новой точной и полезной системы прежде всего в этике, макроэкономике и политике. Большей частью эмпирические исследования уступят место теоретическим, наступит ускоренное развитие этих наук, в которых на сегодняшний момент, и это общепризнанный факт, число обработанных данных с лихвой превосходит число, необходимое для построения концепций. Глубочайший прорыв предстоит совершить в области философской логики, с помощью которой статическое понятие физического континуума будет преобразовано в динамическую онтологию с эмпирическими и не требующими доказательств логическими последствиями. Речь идет, безусловно, о новом понятии континуума, которое делает возможной непосредственную имманентную связь физики, психологии и политики. И в заключение, с введением физической интерпретации как единого критерия истины в онтологии, математике и логике заявили бы о себе природные ограничения математических, логических и философских теорий, что сделало бы их вполне строгими и обеспечило бы синтез точных наук и философии. Сегодня в теоретической области необходимо сделать то, на чем настаивал Ньютон — проверить научные гипотезы в экспериментах. Последовательно физически интерпретированная математика вернулась бы к своему космологическому идеалу, изучению своей самой вечной тайны — тайны происхождения чисел.
 
Университет искусств, Белград
Перев. с серб. яз. Александра Романова
 
Published in Serbian and english language in: TESLIANA, No. 2-3, Society of Humanism and Sience, Belgrade, 1994. p. 67-72 (Serbian), 176-182 (english).
 http://www.delphis.ru/journal/article/vek-nauki-kak-religii
 
 
См. также Ссылки--
http://svitk.ru/004_book_book/10b/2284_abramovih-vek.php
Велимир АБРАМОВИЧ
профессор (Сербия)
«За несколько лет Тесла точно предсказал, что первая мировая война продлится четыре года и закончится в декабре 18-го. Он ошибся всего на 5-6 дней. Он предсказал также, что период мира после Первой мировой войны продлится 20 лет. Затем может начаться Вторая. Но главное, что потрясало современников это колоссальное количество оригинальных идей, которые Тесла генерировал с необъяснимой легкостью. И, наконец, шокирующее признание ученого: «Не я автор этих идей!».
http://blog.kp.ru/users/3079918/post108966050/
http://fene72.ya.ru/replies.xml?item_no=1549
ЭНЕРГИЯ И ВРЕМЯ
Главный редактор журнала "Теслиана", профессор Белградского университета (Югославия) Велимир АБРАМОВИЧ размышляет о необычном, обобщенном видении электромагнетизма; об удивительных опытах Н.Теслы, замечательного, по достоинству еще не оцененного ученого; о времени как проявлении определенных деформаций пространственных "энергетических сфероидов", подчиняющихся универсальному закону резонанса; о нерезонирующих условиях как основе для получения энергии "прямо из времени". Первая статья В.Абрамовича опубликована в "Дельфисе" №4(12) за 1997 год.
Разрабатываемая мною концепция понимания пространства, времени, электромагнетизма и самой материи полностью расходится с принятой в современной науке. Многочисленные публикации, касающиеся затронутой темы и связанных с ней довольно необычных изобретений, говорят о мировой тенденции - становлении новой научной парадигмы. И хотя все подобные открытия и идеи возникают в различных областях ("странные моторы" и конструкции, паранормальные явления, буддийские подходы к пониманию сознания, концепция гравитации, новые источники энергии), логический их анализ непосредственно приводит нас к одному - к нестандартному видению электромагнетизма.
Совершенно очевидно, что в официальной науке не находят себе достойного места перечисленные выше феномены. Проблема, возможно, в том, что квантовая механика как фундаментальная теория физики на сегодняшний день далека от завершения и не отвечает основным требованиям, которые предъявляются к любой логической, математической и, следовательно, физической модели, претендующей на истину. Это значит, что если кто-нибудь захочет понять хотя бы один из упомянутых феноменов, то не сможет этого сделать, если будет рассматривать каждый из них в отрыве от остальных, Обычно вводится лишь новая терминология необъясненного явления как якобы уже изученного: "шкальный электромагнетизм", "шкальные - фазы", "фундаментальные поля", "синергия", "энергия нулевой точки", "тахионы", "тахионные поля".
Приведенная выше проблема хорошо известна в истории методологии и логики [Карл Поппер "Логика научного открытия"] и может быть выражена как различие в степени реальности между теориями, выведенными дедуктивно (от общего к частному) и индуктивно (от частного к общему). Возводя искусственные факты в ранг постулата и оперируя ими как теоретическими данными, невозможно создать теорию, которая охватывала бы все существующие и возможные случаи. Исследования в области "нового электромагнетизма" настолько фундаментальны, что без целостного взгляда, а значит без дедуктивного метода, не обойтись, и поэтому прежде всего нам потребуется более глубокий философский подход.
 
http://thirdeye303.narod.ru/rebirth194.html
Велимир АБРАМОВИЧ
профессор (Сербия)
«Планета Земля, считал Тесла, является сферическим конденсатором огромной емкости. Это магнето, которое вращается и заряжает электричеством атмосферу. Особенно самый высокий ее слой – ионосферу».
http://www.panterra.com.ua/review/4/tesla.htm
Velimir Abramovic - Nikola Tesla
Length: 85min 55sec
MP3 audio (Serbian)
Razgovor najboljeg srpskog 
radio-dramskog reditelja Darka Tatica 
sa Velimirom Abramovicem - o Nikoli Tesli,
obavljen nakon osnivanja casopisa
Tesliana 1993.godine u Beogradu
Велимир Абрамович - Никола Тесла
Продолжительность: 85 мин 55 сек
MP3 аудио (сербский)
Разговор najboljeg srpskog 
Радио dramskog reditelja дарка Tatica 
са Velimirom Abramovicem - o Николи Tesli,
obavljen nakon osnivanja casopisa
Tesliana 1993.godine u Beogradu. 
 
http://www.n01a.org/
Велимир АБРАМОВИЧ 
профессор (Сербия) 
«У Теслы была своя теория войн. Он считал, что их источником является большая разность экономических и военных потенциалов различных народов. Когда потенциалы более или менее выровнены – это мир. Большая разность потенциалов приводит к войнам».
 
«Ноосфера.Общество.Человек»,
journal «Noosphere.Society.Man»
 
 (Ноосферная цивилизация. Noospheric civilization)
«Noosfera. Obshchestvo. Chelovek»
 
http://noocivil.esrae.ru/
Журнал создан и зарегистрирован 25.06.2012г. на Универсальной издательской платформе Российской Академии Естествознания RAE Editorial System, в Системе COPYTRUST - система защиты интеллектуальной собственности и прав авторов и смежных прав, Регистрационный номер  - 07N-4R-75.
Зарегистрирован 2012-07-01 за номером  reg № 264625931 независимым международным Регистратором авторских прав-SciReg World Science Register
 
Сайт-НОАН-http://noocivil2012.jimdo.com/ 
 
Спутник Академии.SPUTNIK Academy-http://rae2012.jimdo.com/
Зеркало-
Articles and Books. This page features articles, books and available information about the noosphere in general. If you have articles or books (not listed in Carlos Garcia's Bibliography oh the Noosphere) please get this information to 
http://www.facebook.com/noosphere
Electronic Scientific Journal
http://www.noosphereforum.org/library/index.html
Dedicated to the memory and the great legacy 
of the genius of planetary scale - Vladimir Ivanovich Vernadsky.
Noosphere. Society. Man.
 
elektronische wissenschaftliche Zeitschrift «Noosphäre. Gesellschaft. Mann»; revue scientifique «Noosphère. Société. Homme»; revista científica «Noosfera. Sociedad. Hombre» 
+++++++++++++++++++++++
Институт памяти Николы Тесла.Institut the memory of Nikola Tesla
https://www.facebook.com/Noos.Tesla
 
©Владимир Оноприенко,2013
® Vladimir Onoprienko, 2013
 

Bibliography:
Institut the memory of Nikola Tesla
https://www.facebook.com/Noos.Tesla
® Vladimir Onoprienko, 2013


Reference

Age of science as a religion // Ноосфера. Общество. Человек. – 2013. – № 21;
URL: www.es.rae.ru/noocivil/en/231-1138 (Date Access: 06.05.2024).


Embed on your website or blog

Viewed articles

Today: 1719 | Week: 1719 | Total: 4533


Comments (0)


Яндекс.Метрика