RUSENG
Ноосфера. Общество. Человек
Электронный научный журнал
FULL PARTICIPANT. ПРЕЗИДИУМ ОТКРЫТОЙ НООСФЕРНОЙ АКАДЕМИИ

FULL PARTICIPANT. Вэб_ПРЕЗИДИУМ. honorary presidium/. 

Члены Президиума-самодостаточные, деятельные участники, не нуждающиеся в подтверждении актуальности своих творческих наработок и компетенций. Члены Президиума практикуют следование основной миссии-просветительству- общественной Академии как наиболее креативной форме открытости знаний. Открытая Ноосферная Академия поддерживает и способствует продвижению идей и практик, развивающих борьбу против некросферы, уничтожающей ноосферу человечества, его коллективный живой интеллект человеческой цивилизации...ноосфера -soldier, army, fraternity, full participant/почётный президиум — honorary presidium/рабочий президиум — working presidium

PRESIDIUM

Наименование: ОТКРЫТАЯ НООСФЕРНАЯ АКАДЕМИЯ 

Правопреемник-Дата создания: 17.11.2015. URL публикации данных:

Описание: Открытая ноосферная Академия. Онлайн_Университеты.

Независимое Сообщество свободных ученых и творческих людей.14.02.2015. 

Объект интеллектуальной собственности (ОИС) UIN 07N-4B-9C. 

БАЗОВЫЙ (исходный) список Членов Президиума:

Поддержали и присоединились к Хартии исследователей Ноосферы (сокр. Хартия Ноосферы) 21.01.14.

Оноприенко Владимир Иванович –
профессор Российской Академии естествознания, Grand Doctor of Philosophy (Grand Ph.D.), Full professor,

академик Ноосферной общественной академии наук, член АНСТиМС, член-корреспонденть Петровской

академии наук и искусств, Full member EUANH, член Международного Союза экономистов (IUE),

международный эксперт 11-07,21.06.11. IASHE, London, учредитель и главный редактор электронного

научного журнала «Ноосфера.Общество.Человек»,

Субетто Александр Иванович–
президент Ноосферной Общественной Академии Наук, академик ПАНИ, вице-президент Санкт-Петербургского отделения

Академии проблем качества, действительный член Международной академии информатизации, Санкт-Петербургской

Академии истории науки и техники, Европейской академии естественных наук, член-корреспондент Международной

Академии организационных и управленческих наук, Международной академии наук по экологии и безопасности

жизнедеятельности, проректор по качеству образования Смольного университета РАО (Санкт-Петербург), Заслуженный

деятель науки РФ, доктор философских наук, доктор экономических наук, кандидат технических наук,профессор,

Гордина Любовь Сергеевна-
президент НООСФЕРНОЙ ДУХОВНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АССАМБЛЕИ МИРА (НДЭАМ, Ассамблея Мира), доктор

философии, профессор, кандидат технических наук (Россия), Заслуженный деятель культуры,

Патрушев Владимир Иванович –
доктор социологических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления МИГСУ,

Президент Академии наук социальных технологий и местного самоуправления, Президент Международной

академии инновационных социальных технологий (Москва),

Василенко Василий Николаевич-
д-р филос. н., главный научный редактор электронного альманаха НООСФЕРА XXI века, член РедСовета

журнала Ноосфера. Общество. Человек.

Иманов Гейдар Мамедович-
Вице-Президент Ноосферной общественной академии наук, Президент АНО ИНОК "Смольный университет",

Железнов Игорь Алексеевич –
к.э.н., доцент, заведующий кафедрой НОУ ВПО "Московский психолого-социальный университет" (Москва),

Лебедев Никита Андреевич –
д.э.н., профессор, в.н.с. ИЭ РАН,

Меджидова Алмаз Самедовна (Medjidova Almaz-khanum Samedovna)-
«CITIZEN of EARTH XX1 член Афинской академии наук философии имени Аристотеля; «Делегат 2 и 3 Съездов

Азербайджанцы Мира,Судья третейского Суда «DIOTRITRON»,Главный Редактор www azeri.UZ,Руководитель

Международного центра Аzeri;Руководитель инновационного проекта «Экоантропокосмизм»,Академик,

действительный член Международной Академии Наук Экологии и Безопасности человека и природы,Доктор

педагогических наук,Член правления Дружбы Узбекистан-Азербайджан;Член правления Ассациации

открытый университет Международный культурно-просветительский,эколого-образовательный центр «AZERI»,

Mеждународный женский общественный Фонд Sharg Аyoli,Общество Дружбы Узбекистан-Азербайджан,

третейский Суд «DIOTRITRON»-Узбекистан, Ташкент,

Тамара Дмитриевна Шубейкина –
зав. лабораторией "Духовные основы феномена человека" при Луганском Научно-исследовательском институте

духовного развития человека, созданного при кафедре педагогики Луганского национального университета им.

В. Даля,

Зорин Александр Михайлович-
общественная работа в рамках Академии Наук Социальных Технологий и Местного Самоуправления - АНСТиМС,

замдиректора по развитию стройфирмы. РОССИЯ, Ростовская область, г. Волгодонск,

Алина Н. Паранина –
доц. каф. физической географии и природопользования РГПУ им. А.И.Герцена,

Бабаев Накибулло Хабибуллаевич -
проф., генеральный директор НПФ САМОЙИНУР Ко Лтд,
д.т.н., GPhD, Узбекистан, г. Бекабад,

Мазниченко Владимир Григорьевич-
директор Центра внедрения инноваций-Восточноукраинский национальный университет им. В. Даля, Украина, г. Луганск,

Креймер Михаил Абрамович-
доцент кафедры экологии и природопользования Сибирской государственной геодезической академии,г.н.с. Новосибирского

научно-исследовательского института гигиены Роспотребнадзора, кандидат экономических наук, Россия, г. Новосибирск,

Фаткулин Анвир Амрулович –
директор Дальневосточного регионального учебно-методического центра высшего профессионального образования (на базе Дальневосточного федерального университета), доктор технических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы

Российской Федерации, Россия, Владивосток,

Никитенко Пётр Георгиевич –
Основатель Белорусской инновационной и ноосферной школы, Первый вице-президент Международной академии социальных

технологий. Глава представительства Международной Инженерной академии Республики Беларусь, академик НАН Беларуси,

РАЕН, Ноосферной общественной академии наук, МАОУН, и др., Республика Беларусь,

Комаров Виктор Дмитриевич –
доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Военного института (инженерно-технического) Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрелёва, г. Санкт-Петербург, член редколлегии двух философских журналов. Действительный член Академии гуманитарных наук, Российской экологической академии, Петровской академии наук и искусств, Ноосферной общественной академии наук, Российского философского общества, общественной организации "Российские ученые социалистической ориентации",

Сороко Эдуард Максимович –
доктор философских наук, ведущий научный сотрудник ГНУ "Институт философии Национальной академии наук Беларуси",

Каргин Николай Николаевич –
док. филос. наук, профессор, Московский государственный университет сообщения (МИИТ). Москва,

Яшин Алексей Афанасьевич –
главный редактор всероссийского литературного журнала «Приокские зори», издаваемого ТулГУ, зам. главного редактора всероссийского теоретического и научно-практического журнала «Вестник новых медицинских технологий» (ТулГУ), Заслуженный деятель науки РФ, Почетный радист России, д-р техн. наук, д-р биол. наук, профессор по кафедре «ЭВМ» и профессор по специальности «Медицинские приборы и системы», академик 11 российских, международных и зарубежных академий, лауреат …. и пр. Глава Научной школы «Биофизика полей и излучений и биоинформатика». Медицинский институт Тульского госуниверситета,

Сафрошкин Юрий Васильевич-
д.т.н., ст.н.с., член Российских Географического и Философского обществ и Ноосферных объединений,

Ярмольчук Вячеслав Григорьевич-
доктор философии (PhD), доктор экономики и коммерции, к.э.н., доцент, чл.-корр. Академии Гуманитарных наук, Исполнительный директор Университетского комплекса "МосГУ" (Московский гуманитарный университет),

Экологический Центр «Ноосферный Город» - Россия, Москва, ВДНХ (директор – Татьяна Викторовна Вольф).

*****************/
«Хартия исследователей ноосферы».
В кн. Декларация живого интеллекта, С. 5-17, ISBN 9781312898325 - Изд-во Altaspera Publishing & Literary Agency Inc., 2015,

Copyright - Владимир Оноприенко

Содержание: 
Свобода исследований, Профессиональная ответственность и этические принципы Хартии исследователей Ноосферы,

Контрактные и юридические обязательства, Исследовательская практика, Распространение и использование результатов,

Права интеллектуальной собственности исследователей Ноосферы, Соавторство исследователей Ноосферы, Повышение профессиональной квалификации исследователей Ноосферы, Оценка опыта исследователей Ноосферы, Поддержали и присоединились

21.01.2014.

 *****************//

http://noocivil.esrae.ru/

 Reestr_FULL PARTICIPANT

 Тип группы-Клуб. Закрытая группа.

Метки-Вернадский Владимир Иванович, Тесла Никола,Ноосфера.

Reestr_FULL PARTICIPANT.Реестр

УЧАСТНИК РЕЕСТРА-Полноправный Член Открытой Ноосферной Академии/Reestr_FULL PARTICIPANT

Метки -Вернадский Владимир Иванович,Тесла Никола, Ноосфера, открытая ноосферная академия
URL-адрес: 

https://www.facebook.com/groups/reestrONA/

Создана 14.02.2015. и зарегистрирована как Объект интеллектуальной собственности (ОИС) UIN 07N-4B-9C.

Уважаемые члены нашего со-Общества: участники_ОТКРЫТОЙ_НООСФЕРНОЙ_АКАДЕМИИ!

Мы все автоматически являемся членами Открытой Ноосферной Академии, и каждый участник имеет право представлять свои научные публикации и в научных журналах любой тематики с аффилиацией: ФИО автора (-ов), член Открытой Ноосферной Академии, г. Москва, Россия. Руководитель ОНА (основатель) – Владимир Иванович Оноприенко, смотри Энциклопедию ИЗВЕСТНЫЕ УЧЕНЫЕ. FAMOUS SCIENTISTS--http://www.famous-scientists.ru/4531/

Необходимость в формализации статуса Членства Открытой ноосферной Академии возникла из-за порочных правил в научных журналах, которые для публикации научных статей требуют обязательного указания названия научного учреждения, в котором работают авторы, и представления рекомендательного письма от администрации учреждения. 

Члены Открытой Ноосферной Академии (ИНТЕРНЕТ- это свободное общество)- это различные Субъекты ноосферы: персоны, учреждения, организации, отдельные СМИ и творческие союзы, образовательные и просветительские формирования с наличием ноосферной характеристики, получают в членстве в группе статус «FULL PARTICIPANT-Полноправный член ОНА."
Право "вето" (волевого приема-удаления из членства в Группе и Реестра ОНА) оставляю за собой по праву первого автора идеи.
Любая информация о Членстве в Открытой Ноосферной Академии, размещенная на других сайтах родом из любого другого источника, кроме владельца этого сайта, считается ненадежной, если только и до тех пор, пока не подтвердили исходную достоверность, связавшись с администраторами правообладателя.

https://www.youtube.com/channel/UCP7vtSiQXIO9A7Jho6K68WA

Участник Группы утрачивает права полноправного члена Открытой Ноосферной Академии в случае удаления его из списков группы. Вместе с тем, участник волен в любое время выйти из группы и Реестра.

Нас объединяет понимание того, что в одиночку никто не сможет решить проблемы, стоящие перед человечеством, обеспечить устойчивый и не зависящий от мировой конъюнктуры миропорядок. Мы разделяем ценности прав человека и свободной воли, а также  принципы ненасилия.

Автор-Оноприенко Владимир Иванович, Доктор и grand-доктор философии (PHD, Grand PHD-WIDU), Full Professor, доктор экономики и коммерции, академик Ноосферной Общественной Академии Наук,член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств (Санкт-Петербург), Full member EUANH, профессор РАЕ, заслуженный работник науки и образования, член Международного Союза экономистов (МСЭ.IUE), основатель и главный редактор электронного научного журнала «Ноосфера.Общество.Человек».на Фейсбуке--https://www.facebook.com/wladimir.onoprienko

World Information Distributed University—ВИДУ

Всемирный Информационно-Распределенный Университет (WIDU)


Междисциплинарные науки
О СОВРЕМЕННОМ ПОНЯТИИ НООСФЕРА

О современном понятии Ноосфера

 

                                             Л.С.Гордина

Президент Ноосферной духовно-экологической Ассамблеи мира, доктор философии, кандидат технических наук, Заслуженный деятель культуры РФ

 

       Понятие  ноосфера  давно  обсуждается  в научных кругах, особенно среди  сторонников учения В.И.Вернадского. За несколько десятилетий после введения в оборот этого понятия  оно было много раз искажено, неправильно истолковано и даже оболгано борцами «со лженаукой». На наш взгляд пришло время для того, чтобы сделать попытку приблизится к истине  и  сформулировать определение термина, исходя из современных представлений о нем.

       Привычная для многих  расшифровка понятия ноосфера, введенная в оборот В.И.Вернадским толкуется следующим образом: ноосфера (греч. - нус - разум, дух  и  сфера - шар) — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера», «биосфера», «биотехносфера»).  Ноосфера, согласно этим представлениям новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы.

         Согласно В. И. Вернадскому, «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается  во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного».

          В Ноосферном учении человек предстаёт укоренённым в природу, а «искусственное» рассматривается как органическая часть и один из факторов (усиливающийся во времени) эволюции «естественного».

         Обобщая с позиции натуралиста человеческую историю, В.И.Вернадский делает вывод о том, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную геологическую силу, своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие Биосферы, превращающейся в Ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики.

         Ноосферу можно охарактеризовать как единство «природы» и «культуры». Сам Вернадский говорил о ней то,  как о реальности будущего, то как о действительности наших дней, что неудивительно, поскольку он мыслил масштабами геологического времени.
         «Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние… - отмечает В. И. Вернадский. - Это переживаем мы и сейчас, за последние 10-20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создаёт в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывалую.  Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние - в Ноосферу - перерабатывается научной мыслью социального человека» (В.И.Вернадский. «Научная мысль как планетное явление»).

          Таким образом, понятие «Ноосфера» по В.И.Вернадскому предстаёт в двух аспектах:
- Ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;

- Ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.

      Справедливости ради следует также заметить, что понятие «Ноосфера» было предложено профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа (1870—1954), который трактовал ее как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием. Э. Леруа подчёркивал, что пришёл к этой идее совместно со своим другом — крупнейшим геологом, палеонтологом-эволюционистом и католическим философом Пьером Тейяром де Шарденом. При этом Леруа и Шарден основывались на лекциях по геохимии, которые в 1922/1923 годах читал в Сорбонне Владимир Иванович Вернадский (1863—1945).
        Наиболее полное воплощение теория Леруа нашла в разработке Тейяра де Шардена, который разделял не только идею абиогенеза (оживления материи), но и идею, что конечным пунктом развития ноосферы будет слияние с Богом. В основе теории ноосферы Леруа лежат представления древнегреческого философа  Плотина (205—270 г.г.) об эманации Единого (непознаваемой Первосущности, отождествляемой с Богом) в Ум и Мировую Душу с последующей трансформацией последних снова в Единое.
         Согласно Плотину, сначала Единое выделяет из себя мировой Ум (нус), заключающий в себе мир идей, затем Ум производит из себя Мировую Душу, которая дробится на отдельные души и творит чувственный мир.

         Материя возникает как низшая ступень эманации. Достигнув определенной ступени развития, существа чувственного мира начинают осознавать собственную неполноту и стремиться к приобщению, а затем и слиянию с Единым.

         Эволюционная модель Леруа и Тейяра де Шардена повторяет основные положения неоплатонизма. Разумеется, возникновение Вселенной, появление и развитие жизни на Земле описывается в терминах современной науки, но принципиальная схема концепции соответствует принципам неоплатоников.

         Человек у Плотина стремится выйти за пределы Души (Духа) в сферу Разума, чтобы затем через экстаз приобщиться к Единому. Согласно Тейяру де Шардену, человек также стремится перейти в сферу Разума и раствориться в Боге.

         Идеи Плотина были восприняты Леруа в бергсонианском духе. Влияние Анри Бергсона (1859—1941) на создание теории ноосферы заключалось главным образом в выдвинутом им положении о творческой эволюции (Русский перевод: «Творческая эволюция», 1914). Подлинная и первоначальная реальность, по Анри Бергсону, - жизнь как метафизически-космический процесс, творческая эволюция; структура её - длительность, постигаемая только посредством интуиции, различные аспекты длительности - материя, сознание, память, Дух.

        Универсум живёт, растет в процессе творческого сознания и свободно развивается в соответствии с внутренне присущим ему стремлением к жизни — "жизненным порывом".
Если понятие «Живое вещество» и «Биосфера» приняты наукой, то понятие «Ноосфера»

вызывает до сих пор споры в научных кругах. Критики учения о ноосфере главным образом указывают на то, что это учение утопично и носит не научный, а религиозно-философский характер.  Например, доктор философских наук В. А. Кутырев считает:
«Суть обновленного взгляда на Ноосферу, который мы намерены здесь защищать и который, как кажется, более адекватно отвечает ситуации, такова: это учение с самого начала несло в себе элементы утопии; в нем переплелись аксиологические и онтологические подходы без какого-либо их разграничения… Ноосфера как гармония — сциентистский аналог социально-политических утопий типа коммунизма и прочих, более ранних мечтаний о рае».

         Однако сегодня преобладает совершенно иное видение ноосферы. Понятия биосферы и ноосферы вошли в плоть и кровь современной жизни. С биосферой при всем разнообразии подходов и обилии дефиниций более или менее ясно.

         В.И.Вернадский дает определение биосферы, опираясь на единственно правильный космистский подход, который предусматривает признание существования особой жизненной оболочки - биосферы - в ее тесной взаимосвязи с Космосом и его совокупными закономерностями: "По существу, Биосфера может быть рассматриваема как область земной коры, занятая трансформаторами, переводящими космические излучения в действенную земную энергию — электрическую, химическую, механическую, тепловую и т.д. Космические излучения, идущие от всех небесных тел, охватывают Биосферу, проникают всю её и всё в ней".



Что касается Ноосферы, то здесь разноголосица намного больше. Не подлежит сомнению лишь одно: исходя из сути самого понятия, речь идет о Разуме. Но о каком? Современный российский философ-космист В.Демин в своей книге «Тайны Биосферы и Ноосферы» говорит об этом следующее: «Существует узкое и широкое толкование Разумности. В узкой трактовке единственным Ноосферным субъектом и определяющим фактором планетарного развития выступает человек во всем многообразии своего взаимодействия с окружающей действительностью».

         В данном смысле ноосфера выступает высшим этапом эволюции биосферы и человечества, когда природа, естественная и искусственная среда становятся управляемыми под воздействием разумных преобразований. Очень многие философы так и представляют: сначала возникла биосфера, затем в результате ее эволюции и последовавшего на определенном этапе качественного скачка возникла ноосфера.
Тем самым ноосфера смешивается и отождествляется с антропосферой, связанной исключительно с человеческой деятельностью. Применительно к планете Земля данный вывод вполне понятен, но стоит только его экстраполировать на бесконечную и неисчерпаемую Вселенную, как, казалось бы, совершенно бесспорный тезис начинает пробуксовывать.

        Универсум можно правильно понять лишь в его целостности, и проблемы разумной жизни в бесконечной Вселенной отнюдь не ограничиваются ее далеко не совершенными проявлениями на Земле — одной из бесчисленного множества небесных тел.
Сам В.И.Вернадский формулировал данную мысль следующим образом: “Научно ПОНЯТЬ — значит установить явление в рамках научной реальности — Космоса”.
Вот почему наряду с узким существует иное, широкое, понимание Разумности в целом и ноосферы в частности, когда они выводятся далеко за рамки одного лишь человеческого бытия и многообразной деятельности Homo sapiens.

       Если намеренно обострить постановку вопроса, то он прозвучит так: существовала ли ноосфера до человека? Ответ на него возможен только положительный, поскольку в данной интерпретации разумность, сознательность, духовность  распространяется и на безграничную Вселенную (Космический Разум), и на отдельные формы движущейся материи — как известные, так и гипотетические: энергоинформационное поле, четвертое и последующие измерения пространства, физический вакуум, атомные и субатомные структуры. В соответствии с таким подходом, вся разумная сторона Мироздания (Космоса) — это и есть ноосфера. При этом неизбежно и вполне естественным образом размываются на первый взгляд, казалось бы, непреодолимые грани между наукой и мистикой, философией и богословием. Сказанное, однако, следует понимать лишь в том смысле, что религиозная и оккультная эзотерика затрагивают те же самые проблемы, из коих сложилась концепция биосферы и ноосферы.

         Именно таких взглядов придерживался К.Э.Циолковский. Если перевести его научные откровения — иначе их не назовешь — на современный био- и ноосферный язык, то получается что биосфера и ноосфера существовали и будут существовать всегда.

         На передний план теоретических, экспериментальных и прикладных наук неумолимо выдвигаются биоэнергоинформационные проблемы. Профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, руководитель лаборатории "Биоэнергоинформатика" и организатор постоянно действующего межвузовского семинара “Сознание и физическая реальность” В.Волченко формулирует основные направления исследований в данной области. Приведем некоторые из этих постулатов.

 -  Мироздание (Универсум), для ее целостного понимания и объяснения, следует рассматривать как живую сложную голографическую систему в единстве вещественных и “тонко”-информационных (духовных) миров.

 
 -  В эволюционном отношении Сознание следует считать приоритетным перед Материей. В начале, как сказано в Библии, было Слово-Логос.

-   Сознание — это Материя-Энергия в потенциале. В Сознании Мироздания содержится проект и алгоритм развития Вселенных (этот постулат  по смыслу аналогичен выводам торсионной теории Г.Шипова-А.Акимова).

 -  Все живые и неживые системы вещественного и духовного  миров обладают Сознанием, но в разной степени.

 - Совокупность энергоинформационных характеристик систем, ранжированных по росту значений их витальности (жизнеспособности), образует  энергоинформационное пространство Мироздания, или энергоинформационное пространство Мира Сознания.
- Вещественный и Тонкие Миры в энергоинформационном  пространстве Сознания Вселенной разделены  энергоинформационным барьером. Проникновение Сознания человека в тонкие миры происходит как бы через  энергоинформационный барьер по квантовым туннелям, или “трансфизическим воронкам”.

 - Носителями и хранителями информации в Тонком Мире целесообразно полагать Информационные Поля разного уровня.

-Структура информационных полей Тонкого Мира в первом приближении вполне вписывается в современную теорию Физического Вакуума.

 -Безэнергетические поля объясняются наличием пятого фундаментального взаимодействия в виде первичных торсионных полей (полей кручения).

  - Торсионные поля обладают свойствами, позволяющими объяснить большинство энергоинформационных феноменов: мгновенность действия, абсолютность проникновения через природные среды, инверсию времени и пространства, голографичность, безэнтропийность, безэнергетичность и т.п.

- Исследуя одни лишь нейроны, синапсы, рефлексы и т.п., мы никогда не поймем СУЩНОСТИ СОЗНАНИЯ. Выйдя же за пределы клеток и мышц, образующих биотические системы, в биосферу, ноосферу и далее — в бесконечный Космос, мы сразу же нащупываем под ногами твердую почву и получаем возможность ответить на многие вопросы, которые раньше казались тайной за семью печатями.

 -Такой “твердью” и ориентиром для научного познания как раз и выступает энергоинформационная  реальность. Она — материальна, она — наполнена неисчерпаемым движением и смыслом, она — жива и разумна.
            Итак, проанализировав вышеприведенные высказывания ученых, автор пришел к выводу, что все ранние дефиниции относительно сущности понятия ноосфера имеют серьезные недочеты. Кроме того, известно, что некоторые современные «критики» ноосферного направления в науке воспринимают понятие Ноосферы как нечто неприличное, что не имеет права на существование в «официальной» науке. Что ж,  попробуем убедить читателя, что все, что не относится к понятию «Ноосфера», вообще не имеет смысла.

            Так,  в авторской статье «Этико-экологические и конституционно-правовые механизмы ноосферного развития», «Человек и общество: ноосферное развитие».-Москва; Белгород 2011.-485 с. – (Энциклопедия ноосферных знаний),  мы дали следующее определение ноосферы: "Ноосфера - это Универсальное семантическое поле Сознания".

              Для того чтобы смысл этого определения  стал более  понятен, нужно  подробнее рассмотреть вопрос о том, что такое семантические поля.

              Как известно, семантика является сферой смысловых значений.

              Очень хорошим "входом"  в это не самое простое для понимания понятийное пространство является ряд текстов замечательного российского философа, ученого В.В.Налимова. Вот что он пишет в одной из своих работ:

              "Смысл - понятие не логическое, а онтологическое. Это категория сущего. Смыслы, как это мне представляется, существуют изначально, так же, как существуют фундаментальные физические константы. Существуют, не будучи созданными».

              «Природа смыслов - далее продолжает В.В.Налимов - может быть схвачена только в их динамике. Только через проявление их в Бытии, содержащем сознание. Динамическое раскрытие природы смысла может быть достигнуто только через одновременный анализ семантической триады: смысл, текст, язык. Любой элемент этой триады может быть определен через два других".

 

               В этой цитате содержится ключ к пониманию того, что такое ноосфера. Если мы  придерживаемся представления о том, что  смыслы как бы изначально "зашиты" в структуру Мироздания,  то  мы неизбежно придем к выводу, что ноосфера, будучи пространством или сферой смыслов, является одним из базовых аспектов Глобального Макрокосмического Сознания (или мета-сознания, как его называет Налимов).

              Что же касается того, каким может быть механизм перехода семантических полей  в поля субстанциональные, то есть содержащие микро-частицы вещества, то на этот счет ученые в последнее время выдвинули целый ряд оригинальных гипотез.

            Одной из интересных работ на эту тему является  теория  функционирования информационного поля Мироздания И.Красникова. Согласно ей Глобальное Макрокосмическое Сознание порождает информацию, которая существует в виде программ и матриц (матрицы, объединенные одной целью и законами, представляют собой программы). Объединяют программы и матрицы информационные потоки (матрица управляется программой с помощью информационного потока). Функционально информационный поток проявляет свою деятельность через коды действия, которые, в свою очередь, выстроены из определенных элементарных объектов («единичных матриц») под названием кейзоны. Эти информационные безмассовые частицы являются ключиками ко всем процессам в Мироздании. По И.Красникову, форма существования Информационного Поля – кейзонные потоки.

              Информационные поля бесконечны в пространстве и во времени. Их потоки сопрягаются в лучи, которые управляют информационными матрицами.

              Таким образом, Глобальное Макрокосмическое Сознание производит информацию, которая через коды действия творит Мироздание.

              Для того, чтобы полнее себе представить, что же такое ноосфера, или семантическое поле, мы также должны допустить, что помимо семантического, Глобальное Макрокосмическое Сознание имеет и иные аспекты, построенные на своих кодовых системах, которые не могут быть адекватно раскодированы. Вероятно, именно поэтому В.В.Налимов говорит в своих работах о наличии текстов "с размытыми смыслами, раскрывающимися на глубинных уровнях сознания... Желая серьезно понять дискретно написанные тексты, мы обращаемся к скрытой размытости. Понимание становится личностным. Более того, оно всегда ситуационно. Вспомним: в течение двух последних тысячелетий религиозная мысль была непрестанно занята реинтерпретацией одних и тех же исходных текстов, придавая им различные смыслы - веса".

              К семантическим полям с размытыми, то есть не поддающимися однозначной раскодировке текстам, Налимов справедливо относит творчество и его плоды. И действительно, весьма трудно представить полностью вербально интерпретированными, или расшифрованными семантически,  такие явления  как музыка, абстрактная живопись или высокая поэзия.

              Вероятно, вообще все, что соотносится с чувственной сферой,   не может быть раскодировано через семантику. Как нам представляется, адекватной вербализации вполне подвластны лишь формы, связанные с ментальными полями - то есть сфера чистого разума. Ее сокровенная суть может открыться нам, как пишет Налимов, только  через динамику познания и анализ семантической триады: смысл, текст и язык.

               Следует заметить, что семантические поля, без сомнения, выстроены в соответствии с законом иерархии, и потому семантический аспект Глобального Макрокосмического Сознания является предельным, высшим, глобальным уровнем этой иерархии или Ноосферой Мироздания.  В соответствии со структурой Мироздания выстраиваются все его семантические поля: поля Космической, Солнечной, планетной цепей,  биосферы планет, семантические поля живых существ и в том числе земного человечества.

              В этой связи следует сказать вот о чем. Сегодня понятие "ноосфера" прочно вошло в научный и философский обиход, и широко используется многими учеными и философами. Однако при внимательном изучении текстов, связанных с ноосферной тематикой, оказывается, что большинство авторов опираются в своих размышлениях на  работы Владимира Ивановича Вернадского -  гениального русского ученого, мыслителя с широчайшим диапазоном. Но дело в том, что Вернадский, который ввел в научный обиход понятие ноосфера ("сфера разума"),  соотносил его,   прежде всего,  с семантическими полями планеты Земля и  земного человечества. Ни в одной из своих работ он не касался вопроса об иерархии  смысловых полей Мироздания. Для его времени даже сама постановка вопроса о существовании "сферы разума" являлась абсолютно революционной, это был прорыв к иному, глобальному, космическому мышлению. Однако время не стоит на месте, и сегодня необходимо   расширять, переосмысливать,  и конкретизировать все, что связано с понятием ноосфера.

              Автор  данной работы склонен рассматривать понятие ноосфера предельно широко, именно с точки зрения ее иерархических ступеней, уходящих вверх и смыкающихся с беспредельностью Глобального Макрокосмического Сознания.

              Чрезвычайно важен ряд других сентенций В.В.Налимова о семантических (смысловых) полях, или уровнях ноосферы:

              "Семантика определяется вероятностно задаваемой структурой смыслов.           Смыслы - это есть то, что делает знаковую систему текстом.
              Спрессованность смыслов - это нераспакованный (непроявленный) Мир: семантический вакуум»

            Фактически за этими словами  стоит оригинальная космологическая схема, которая в общих чертах перекликается с рядом других таких же глобальных моделей, связанных с Космогенезисом. Собственно, данную цитату Налимова можно рассматривать как творческое расширение и уточнение предельно общей библейской космологической формулы "Вначале было Слово, и Слово было у Бога".

               С другой стороны, представление о  семантическом вакууме как нераспакованном (непроявленном) Мире совпадает с гегелевским Ничто, способным потенциально породить Нечто; это представление совпадает также с индуистским представлением о "ночи Брамы", чреватым его пробуждением и наступлением Дня Брамы - то есть разворачиванием Творения. Просто налимовские формулы больше соответствуют развитой ментальности современного интеллектуального сообщества, и потому  потенциально дают  возможность выстроить систему точных и  выстроенных структурно космологических понятий.

              Представление В.В.Налимова о семантическом вакууме, на наш взгляд, является  весьма  важным дополнением   к космологической модели А.Акимова и Г.Шипова. Вспомним: в их теории утверждается, что акуум нейтрален по отношению к миру физической материи и как бы «не наблюдаем», так как в первом приближении у него нет способов сообщить нам о своем существовании. Однако внутренние динамические процессы приводят к тому, что в вакууме наблюдается самозарождение вещества. Флюктуационные  процессы в вакууме, приводящие к появлению виртуальных электрон-позитронных пар (пары существуют короткий промежуток времени и исчезают в той же точке среды, в которой возникли), являются подтверждением того, что первородная среда существует: она порождает материю.

            Процессы «самозарождения» виртуальных частиц физика объяснить пока не может, но вакуум перестает быть нейтральной средой и может интерпретироваться как праматерия."

              Гипотезы В.Налимова и И. Красникова о семантическом вакууме являются как раз объяснением того, почему и как вакуум перестает быть нейтральной средой и становится праматерией, способной порождать формы. Акимов и Шипов интуитивно догадываются о причинах этого процесса, говоря о неких "внутренних динамических процессах в вакууме, приводящих к появлению виртуальных - электронно-позитронных пар".

Однако наиболее конкретно эту тему  прорабатывает все же И.Красников, который говорит о существовании электрических и магнитных кейзонов, взаимодействующих друг с другом напрямую. Имеющие однотипные заряды – отталкиваются, разноименные – притягиваются.

Ученый делает важный вывод: «Кейзоны имеют возможность обмениваться информацией между собой и одновременно передавать ее в пространство; это – своеобразные единичные генераторы информационного поля.

Глобальное Макрокосмическое Сознание проявляет себя в виде непрерывных волн кавитонов (называемых им также «пси-частицами Духа»), являющихся первичным источником информационных потоков. Эти волны управляются в непрерывном режиме. Размеры такой «пси-частицы» (кавитона) – порядка 10-120cм. Электрические и магнитные кейзоны используются в качестве «контейнеров-транспортеров» для кавитонов, защищающих эти «пси-частицы» от дезинформации, порчи, потери при транспортировке и т.п.».

Они разнятся знаками и размерами: образно говоря, магнитные кейзоны – мелкие,  а электрические кейзоны – крупные (размеры магнитных кейзонов порядка 10-90cм, в то время, как размеры электрических кейзонов – порядка      10-50cм).

Кейзоны имеют нулевую массу и  спиновый момент, обусловленный их вращением вокруг своей оси.

Как нам представляется, из научных версий, касающихся темы перехода информационных (семантических полей) в субстанциональные, теория И. Красникова  является наиболее полной и логичной.

              Однако следует заметить, что ученые, хотя и начали употреблять в своих работах никогда ранее не использовавшиеся ими термины "Абсолют", "Дух" и т.п., все же неохотно решаются говорить об иррациональных, непостижимых  механизмах перехода информационных полей в субстанциональные. Все же физикалистские проекции остаются в их построениях доминирующими. Автор же данной работы   считает необходимым совместить  оба подхода -рационалистический и иррационалистический, с тем, чтобы представление о Первоначалах приобрело некий интегральный  объем. Мы предлагаем исходить  из того, что изначально существует нераспакованный семантический вакуум, который активируется и порождает частицы праматерии в соответствии с неким Замыслом. И такой Замысел  может принадлежать только Глобальному Макрокосмическому  Сознанию.

              Мы полагаем, что в приведенной интерпретации представление о ноосфере как универсальном семантическом поле сознания значительно проясняется и  уточняется.

             

 

 

 

«Ноосфера.Общество.Человек»

journal «Noosphere.Society.Man»

"Noosfera.Obschestvo.Chelovek"

http://noocivil.esrae.ru/


Пристатейный список:
ноосфера.общество.человек

Библиографическая ссылка

О СОВРЕМЕННОМ ПОНЯТИИ НООСФЕРА // Ноосфера. Общество. Человек. – 2013. – № 1;
URL: www.es.rae.ru/noocivil/ru/232-1166 (дата обращения: 30.12.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 1461 | За неделю: 1461 | Всего: 3359


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System
Яндекс.Метрика